Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Это основоположение опирается на закон противоречия и потому
составляет чисто логический принцип, отвлекающийся от всякого содержания
познания и имеющий в виду только логическую форму его.

Но всякая вещь, если иметь в виду ее возможность, подчинена еще принципу
полного определения, согласно которому из всех возможных предикатов вещей,
поскольку они сопоставляются со своими противоположностями, ей должен быть
присущ один. Это основоположение опирается не только на закон противоречия,
так как оно кроме отношения двух противоречащих друг другу предикатов
рассматривает всякую вещь еще в отношении ко всей сфере возможного как
совокупности всех предикатов вещей вообще и, предполагая всю эту сферу как
априорное условие, представляет всякую вещь так, как она выводит свою
собственную возможность из своего участия во всей сфере возможного.
Следовательно, принцип полного определения касается содержания, а не только
логической формы. Этот принцип есть основоположение о синтезе всех
предикатов, которые должны составлять полное понятие вещи, а не только
аналитического представления посредством одного из двух противоположных
друг другу предикатов, и содержит в себе трансцендентальное предположение,
а именно предположение о материи для всякой возможности, которая должна a
priori содержать в себе данные для частной возможности всякой вещи.

Положение все существующее полностью определено означает, что из всякой
пары не только данных, но и всех возможных предикатов, противоположных друг
другу, один всегда присущ вещи. Посредством этого положения не только
предикаты логически сопоставляются друг с другом, но и сама вещь
трансцендентально сопоставляется с совокупностью всех возможных предикатов.
Оно означает, что для полного познания вещи необходимо познать все
возможное и посредством него определять вещь утвердительно или
отрицательно. Следовательно, полное определение есть понятие, которого мы
никогда не можем показать in concrete во всей его целокупности; значит, оно
основывается на идее, которая коренится только в разуме, предписывающем
рассудку правила его полного применения.

Эта идея совокупности всего возможного, поскольку она лежит в основе как
условие полного определения всякой вещи. сама еще не определена в отношении
предикатов, которые могли бы составлять ее, и посредством нее мы мыслим
только совокупность всех возможных предикатов вообще; однако при ближайшем
рассмотрении мы находим, что эта идея как первичное понятие исключает
множество предикатов, которые или уже даны посредством других предикатов
как производные, или не могут стоять рядом друг с другом, и что она,
очищаясь, образует полностью a priori определенное понятие и становится
таким образом понятием о единичной вещи, которая полностью определена одной
лишь идеей, стало быть, должна называться идеалом чистого разума.

Рассматривая все возможные предикаты не только логически, но и
трансцендентально, т. е. по их содержанию, которое можно мыслить в них a
priori, мы находим, что через некоторые из них представляется бытие, а
через другие- только небытие. Логическое отрицание, обозначаемое лишь
словечком не, никогда, собственно, не прилагается к понятию, а всегда
прилагается только к отношению его к другому понятию в суждении и потому
никак не может быть достаточным для обозначения содержания понятия. Слово
несмертно не дает никакого знания о том, что посредством него
представляется в предмете только небытие: оно оставляет совершенно
незатронутым содержание. Трансцендентальное же отрицание обозначает небытие
само по себе, которому противопоставляется трансцендентальное утверждение,
высказывающее нечто такое, понятие чего уже само по себе выражает бытие и
потому называется реальностью (вещностью), так как только на основании
этого утверждения и насколько оно простирается предметы суть нечто (вещи),
тогда как противоположное ему отрицание означает только отсутствие, и там,
где мыслится только это отрицание, представляется устранение всякой вещи.

Нельзя мыслить отрицание определенно, не полагая в основу противоположного
ему утверждения. Слепорожденный не может составить себе никакого
представления о темноте, так как у него нет представления о свете; дикарь
не представляет себе бедности, так как он не знает, что такое
благосостояние. Невежда не имеет никакого понятия о своем невежестве, так
как он не имеет понятия о науке, и т. д. Таким образом, все отрицательные
понятия производны, и реальности содержат в себе данные и, так сказать,
материю, или трансцендентальное содержание, для возможности и полного
определения всех вещей.

Если, следовательно, полное определение в нашем разуме имеет в основе
трансцендентальный субстрат, который содержит в себе как бы весь запас
материала, откуда могут быть взяты все возможные предикаты вещей, то этот
субстрат есть не что иное, как идея всей реальности (omnitudo realitatis).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249