Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума


Существует, однако, нечто, что определяет ту единственную точку зрения, с
которой это предварительное исследование можно вести с достаточной
основательностью: это-сравнение принципов, из которых исходят обе стороны.
В утверждениях антитезиса заметно полное однообразие способа мышления и
совершенное единство максимы, а именно принцип чистого эмпиризма не только
в объяснении явлений в мире, но и в решении [проблемы] трансцендентальных
идей о самой Вселенной. Утверждения же тезиса полагают в основу кроме
эмпирического способа объяснения в ряду явлений еще умопостигаемые начала,
и в этом смысле максима их не проста. Ввиду ее существенного отличительного
признака я буду называть ее догматизмом чистого разума.
Итак, на стороне догматизма в определении космологических идей разума, или
на стороне тезиса, обнаруживается:
Во-первых, определенный практический интерес, который близко касается
всякого благомыслящего человека, если он знает свою истинную выгоду. Что
мир имеет начало, что мое мыслящее Я обладает простой и потому неразрушимой
природой, что оно в своих произвольных действиях свободно и стоит выше
принуждения природы и, наконец, что весь порядок вещей, образующих мир,
происходит от одной первосущности, от которой все заимствует свое единство
и целесообразную связь,-это краеугольные камни морали и религии. Антитезис
лишает нас всех этих опор, или так нам это по крайней мере кажется.
Во-вторых, на этой же стороне обнаруживается также некоторый спекулятивный
интерес разума. В самом деле, допуская таким образом трансцендентальные
идеи и пользуясь ими, можно совершенно a priori охватить всю цепь условий и
понять происхождение обусловленного, если начать с безусловного; этого не
делает антитезис, показывающий себя с дурной стороны тем, что на вопрос об
условиях своего синтеза он не может дать такой ответ, который бы не
приводил без конца к новым вопросам. Согласно антитезису, от данного начала
всегда нужно восходить к еще высшему началу, всякая часть ведет к еще
меньшей части, всякое событие имеет позади себя еще другое событие в
качестве причины, и условия существования вообще всегда опираются в свою
очередь на другие условия, не получая безусловной поддержки и опоры ни в
какой самостоятельной вещи как иервосущности.
В-третьих, эта сторона обладает также преимуществом общедоступности, чем,
без сомнения, в значительной степени объясняется благосклонное отношение к
ней. Обыденный рассудок не видит ничего трудного в идеях безусловного
начала всякого синтеза, так как ему, кроме того, привычнее нисходить к
следствиям, чем восходить к основаниям, и понятия абсолютно первого (над
возможностью которого он не задумывается) для него удобны и надежны, чтобы
по ним направлять свое дальнейшее движение, между тем как неустанное
восхождение от обусловленного к условию, когда одна нога всегда висит в
воздухе, не доставляет ему никакого удовольствия. На стороне эмпиризма в
определении космологических идей, т е. на етороне антитезиса, нет,
во-первых, такого практического интереса, основанного на чистых принципах
разума, какой приносят с собой мораль и религия. По-видимому, чистый
эмпиризм скорее отнимает всякую силу и влияние у морали и религии. Если не
существует первосущности, отличной от мира, если мир не имеет начала и,
следовательно, также творца, если наша воля не свободна и душа так же
делима и бренна, как и материя, то моральные идеи и принципы также теряют
всякую значимость и рушатся вместе с трансцендентальными идеями, служившими
для них теоретической опорой. Наоборот, спекулятивному интересу разума
эмпиризм предоставляет выгоды, чрезвычайно привлекательные и далеко
превосходящие те, которые может обещать догматический проповедник идей
разума. Согласно эмпиризму, рассудок всегда находится на своей собственной
почве, а именно исключительно в области возможного опыта; законы этого
опыта он в состоянии отыск ать и посредством них без конца расширять свои
прочные и ясные знания. Здесь он может и должен показывать созерцанию
предмет, взятый и сам по себе, и в его отношениях или в понятиях, образ
которых может быть ясно и отчетливо представлен в данных подобных
созерцаниях. Для него не только нет необходимости покидать цепь
естественного порядка, чтобы придерживаться идей, предметы которых
неизвестны ему, потому что они как пустые порождения мысли никогда не могут
быть даны, но ему не позволено даже бросать свое дело и под предлогом, что
оно доведено теперь до конца, переходить в область идеализирующего разума и
к трансцендентным понятиям, где ему уже нет надобности наблюдать и
исследовать согласно законам природы и где он должен только мыслить и
вымышлять, будучи уверенным, что факты природы его не опровергнут, так как
он не связан более их свидетельством, а может обходить их или даже
подчинять их более высокому авторитету, а именно чистому разуму.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249