Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Этот синтез многообразного
[содержания] чувственного созерцания, возможный и необходимый a priori,
может быть назван фигурным (synthesis speciosa) в отличие от того синтеза,
который мыслился бы в одних лишь категориях в отношении многообразного
[содержания] созерцания вообще и может быть назван рассудочной связью
(synthesis intellectualis). И тот и другой синтез трансцендентальны не
только потому, что они сами происходят a priori, но и потому, что они
составляют основу возможности других априорных знаний.

Однако фигурный синтез, если он относится только к первоначальному
синтетическому единству апперцепции, т. е. к тому трансцендентальному
единству, которое мыслится в категориях, должен в отличие от чисто
интеллектуальной связи называться трансцендентальным синтезом воображения.
Воображение есть способность представлять предмет также и без его
присутствия в созерцании. Так как все наши созерцания чувственны, то
способность воображения ввиду субъективного условия, единственно при
котором она может дать рассудочным понятиям соответствующее созерцание,
принадлежит к чувственности; однако ее синтез есть проявление спонтанности,
которая определяет, а не есть только определяемое подобно чувствам, стало
быть, может a priori определять чувство по его форме сообразно с единством
апперцепции; в этом смысле воображение есть способность a priori определять
чувственность, и его синтез созерцаний сообразно категориям должен быть
трансцендентальным синтезом способности воображения; это есть действие
рассудка на чувственность и первое применение его (а также основание всех
остальных способов применения) к предметам возможного для нас созерцания.
Этот синтез, как фигурный, отличается от интеллектуального синтеза,
производимого одним лишь рассудком, без всякой помощи воображения.
Поскольку способность воображения есть спонтанность, я называю ее иногда
также продуктивной способностью воображения и тем самым отличаю ее от
репродуктивной способности воображения, синтез которой подчинен только
эмпирическим законам, а именно законам ассоциации, вследствие чего оно
нисколько не способствует объяснению возможности априорных знаний и потому
подлежит рассмотрению не в трансцендентальной философии, а психологии.

* * *

Здесь уместно разъяснить один парадокс, который должен поразить каждого при
изложении формы внутреннего чувства ( б): внутреннее чувство представляет
сознанию даже и нас самих только так, как мы себе являемся, а не как мы
существуем сами по себе, потому что мы созерцаем себя самих лишь так, как
мы внутренне подвергаемся воздействию; это кажется противоречивым, так как
мы должны были бы при этом относиться пассивно к самим себе; поэтому
системы психологии обычно отождествляют внутреннее чувство со способностью
апперцепции (между тем как мы старательно отличаем их друг от друга).

Внутреннее чувство определяется рассудком и его первоначальной способностью
связывать многообразное [содержание] созерцания, т. е. подводить его под
апперцепцию (на которой основывается сама возможность рассудка). Однако у
нас, людей, сам рассудок не есть способность созерцания и, даже если
созерцания были бы даны в чувственности, рассудок не способен принимать их
в себя, чтобы, так сказать, связать многообразное [содержание] его
собственного созерцания; поэтому синтез рассудка, рассматриваемый сам по
себе, есть не что иное, как единство действия, сознаваемое рассудком, как
таковое, также и без чувственности, но способное внутренне определять
чувственность в отношении многообразного, которое может быть дано ему
сообразно форме ее созерцания. Следовательно, рассудок, под названием
трансцендентального синтеза воображения, производит на пассивный субъект,
способностью которого он является, такое действие, о котором мы имеем
полное основание утверждать, что оно влияет на внутреннее чувство.
Апперцепция и ее синтетическое единство вовсе не тождественны с внутренним
чувством: как источник всякой связи, апперцепция относится, под названием
категорий, к многообразному [содержанию] созерцаний вообще, [т. е.] к
объектам вообще, до всякого чувственного созерцания, между тем как
внутреннее чувство содержит в себе лишь форму созерцания, хотя и без связи
многообразного в нем, стало быть, еще не содержит в себе никакого
определенного созерцания, которое становится возможным только через
осознание определения внутреннего чувства при помощи трансцендентального
действия воображения (синтетическое влияние рассудка на внутреннее
чувство), называемого мной фигурным синтезом.

Это мы и наблюдаем всегда в себе. Мы не можем мыслить линию, не проводя ее
мысленно, не можем мыслить окружность, не описывая ее, не можем представить
себе три измерения пространства, не проводя из одной точки трех
перпендикулярных друг другу линий, и даже время мы мо

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249