Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Связь есть представление о
синтетическом единстве многообразного *. Следовательно, представление об
этом единстве не может возникнуть из связи, скорее наоборот, оно делает
возможным понятие связи прежде всего вследствие того, что присоединяется к
представлению о многообразном. Это единство, a priori предшествующее всем
понятиям связи, не есть упомянутая выше категория единства ( 10), так как
все категории основываются на логических функциях в суждениях, а в них уже
мыслится связь, стало быть, единство данных понятий. Следовательно,
категория уже предполагает связь. Поэтому мы должны искать это единство
(как качественное, 12) еще выше, а именно в том, в чем содержится само
основание единства различных понятий в суждениях, стало быть, основание
возможности рассудка даже в его логическом применении.


16. О первоначально-синтетическом единстве апперцепции

Должно быть возможно, чтобы [суждение] я мыслю сопровождало все мои
представления; в противном случае во мне представлялось бы нечто такое, что
вовсе нельзя было бы мыслить, иными словами, представление или было бы
невозможно, или по крайней мере для меня оно было бы ничем. Представление,
которое может быть дано до всякого мышления, называется созерцанием. Все
многообразное в созерцании имеет, следовательно, необходимое отношение к
[суждению] я мыслю в том самом субъекте, в котором это многообразное
находится. Но это представление есть акт спонтанности, т. е. оно не может
рассматриваться как принадлежащее чувственности. Я называю его чистой
апперцепцией, чтобы отличить его от эмпирической апперцепции; оно есть
самосознание, порождающее представление я мыслю, которое должно иметь
возможность сопровождать все остальные представления и быть одним и тем же
во всяком сознании; следовательно, это самосознание не может сопровождаться
никаким иным [представлением], и потому я называю его также первоначальной
апперцепцией. Единство его я называю также трансцендентальным единством
самосознания, чтобы обозначить возможность априорного познания на основе
этого единства. В самом деле, многообразные представления, данные в
некотором созерцании, не были бы все вместе моими представлениями, если бы
они не принадлежали все вместе одному самосознанию; иными словами, как мои
представления (хотя бы я их и не сознавал таковыми), они все же необходимо
должны сообразоваться с условием, единственно при котором они могут
находиться вместе в одном общем самосознании, так как в противном случае
они не все принадлежали бы мне. Из этой первоначальной связи можно сделать
много выводов.

Во-первых, это всеобщее тождество апперцепции данного в созерцании
многообразного заключает в себе синтез представлений и возможно только
благодаря осознанию этого синтеза. В самом деле, эмпирическое сознание,
сопровождающее различные представления, само по себе разрозненно и не имеет
отношения к тождеству субъекта. Следовательно, это отношение еще не
возникает оттого, что я сопровождаю всякое представление сознанием, а
достигается тем, что я присоединяю одно представление к другому и сознаю их
синтез. Итак, лишь благодаря тому, что я могу связать многообразное
[содержание] данных представлений в одном сознании, имеется возможность
того, чтобы я представлял себе тождество сознания в самих этих
представлениях; иными словами, аналитическое единство апперцепции возможно,
только если предположить наличие некоторого синтетического единства
апперцепции. Вот почему мысль, что все представления, данные в созерцании,
в совокупности принадлежат мне, означает, что я соединяю их в одном
самосознании или по крайней мере могу соединить их в нем, и хотя сама эта
мысль еще не есть осознание синтеза представлений, тем не менее она
предполагает возможность его; иными словами, только в силу того, что я могу
постичь многообразное [содержание] представлений в одном сознании, я
называю все их моими представлениями; в противном случае я имел бы столь же
пестрое разнообразное Я (Selbst), сколько у меня есть сознаваемых мной
представлений. Итак, синтетическое единство многообразного [содержания]
созерцаний как данное a priori есть основание тождества самой апперцепции,
которая a priori предшествует всему моему определенному мышлению. Однако не
предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать из него путем
восприятия, только благодаря чему она может быть усмотрена рассудком, а
сама связь есть функция рассудка, и сам рассудок есть не что иное, как
способность a priori связывать и подводить многообразное [содержание]
данных представлений под единство апперцепции. Этот принцип есть высшее
основоположение во всем человеческом знании.

Этот принцип необходимого единства апперцепции сам, правда, имеет характер
тождественного, т. е. представляет собой аналитическое положение, но тем не
менее он объясняет необходимость синтеза данного в созерцании
многообразного, и без этого синтеза нельзя мыслить полное тождество
самосознания.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249