Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

При этом разум как практическая способность сама по
себе, не ограниченная условиями природы, имеет право расширить
последовательный ряд целей и вместе с ней и наше собственное существование
за пределы опыта и жизни. Судя по аналогии с природой живых существ в этом
мире, относительно которых разум необходимо должен признать в качестве
основоположения, что у них нет ни одного органа, ни одной способности, ни
одной склонности, которые были бы не нужны, непригодны для употребления,
стало быть, нецелесообразны, а все точно соразмерено с назначением их в
жизни,-пришлось бы предположить, что человек, который может ведь заключать
в себе конечную цель всего этого, есть единственное существо, составляющее
здесь исключение. В самом деле, его естественные способности-не столько
применение их сообразно своим талантам и склонностям, сколько главным
образом моральный закон в нем-до такой степени превосходят всякую пользу и
выгоду, какую он мог бы извлечь из них в земной жизни, что моральный закон
учит ценить выше всего даже простое сознание честности своего образа
мыслей, хотя это и не дает никаких преимуществ и даже тени славы у
потомков, и человек чувствует себя внутренне призванным к тому, чтобы,
пренебрегая многими выгодами, подготовить себя своим поведением в этом мире
к тому, чтобы стать гражданином лучшего мира, который он имеет в идее. Этот
сильный, никогда не опровержимый довод, сопутствуемый непрерывно
возрастающим познанием целесообразности во всем, что мы видим перед собой,
и взглядом на безмерность творения, стало быть, и сознанием некоторой
неограниченности возможного расширения наших знаний, а также сообразным с
этим стремлением, все еще остается в нашем распоряжении, хотя мы и
вынуждены отказаться от того, чтобы усматривать необходимое продолжение
нашего существования из чисто теоретического знания нас самих.

Завершение разбора психологического паралогизма

В рациональной психологии диалектическая видимость основывается на смешении
идеи разума (чистого умопостигания) с неопределенным во всех отношениях
понятием мыслящего существа вообще. Я мыслю самого себя ради некоторого
возможного опыта, абстрагируясь еще от всякого действительного опыта, и
заключаю отсюда, что могу сознавать свое существование также вне опыта и
вне его эмпирических условий. Следовательно, я смешиваю возможное
абстрагирование от моего эмпирически определенного существования с мнимым
сознанием возможности обособленного существования моего мыслящего Я и
воображаю, будто познаю субстанциальное в себе как трансцендентальный
субъект, между тем как [в действительности] я мыслю только единство
сознания, лежащее в основе всякого определения как одной лишь формы
познания.

Задача объяснить общение души с телом принадлежит, собственно, не той
психологии, о которой идет здесь речь, так как она намерена доказать
индивидуальность души также и помимо этого общения (после смерти) и,
следовательно, трансценденпта в собственном смысле этого слова; хотя она и
занимается объектом опыта, однако лишь поскольку он перестает быть
предметом опыта. Но и на вопрос об общении души с телом можно дать
удовлетворительный ответ исходя из нашего учения. Трудность этой задачи
заключается, как известно, в предполагаемой неоднородности предмета
внутреннего чувства (души) с предметами внешних чувств, так как предмет
внутреннего чувства имеет формальным условием своего созерцания только
время, а предметы внешних чувств-также пространство. Но если принять в
соображение, что оба этих вида предметов отличаются здесь друг от друга не
внутренне, а лишь поскольку один внешне является другому, стало быть, то,
что лежит в основе явления материи как вещь сама по себе, быть может, вовсе
не так неоднородно, то это затруднение исчезает и остается только вопрос,
как вообще возможно общение между субстанциями; но ответ на этот вопрос
полностью лежит вне сферы психологии, и, как легко может судить читатель по
тому, что сказано в аналитике о первоначальных силах и способностях, ответ
этот, без сомнения, выходит также за пределы всякого человеческого знания.

Общее замечание о переходе от рациональной психологии к космологии

Положение я мыслю или я существую, поскольку мыслю, есть эмпирическое
положение. Но в основе такого положения лежит эмпирическое созерцание,
следовательно, мыслимый объект как явление; поэтому может показаться, будто
согласно нашей теории душа даже в мышлении полностью превращается в явление
и таким образом само наше сознание, как простая видимость, в
действительности не должно относиться ни к чему. Мышление, взятое само по
себе, есть только логическая функция, стало быть, только спонтанность
связывания многообразного [содержания] лишь возможного созерцания.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249