Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума


В первом случае ряд безграничен (не имеет начала) a parte priori, т. е.
бесконечен, и, хотя он 'дан полностью, тем не менее регресс в нем никогда
не закончен и может быть назван бесконечным только в возможности. Во втором
случае существует первый [член] ряда, который в отношении к прошедшему
времени называется началом мира, в отношении пространства-границей мира, в
отношении частей данного в своих границах целого-простым, в отношении
причин-абсолютной самодеятельностью (свободой), в отношении существования
изменчивых вещей-абсолютной естественной необходимостью.
У нас есть два термина: мир и природа, совпадающие иногда друг с другом.
Первый из них обозначает математическое целое всех явлений и целокупность
их синтеза как в большом, так и в малом, т. е. в продвижении синтеза как
путем сложения, так и путем деления. Но тот же самый мир называется
природой, поскольку мы рассматриваем его как динамическое целое и имеем в
виду не агрегат в пространстве или времени, чтобы осуществить его как
величину, а единство в существовании явлении. Условие того, что происходит,
называется здесь причиной, а безусловная каузальность причины в
явлении-свободой, между тем как обусловленная причинность называется
естественной причиной в узком смысле слова. Обусловленное в существовании
вообще называется случайным, а безусловное-необходимым. Безусловную
необходимость явлении можно назвать естественной необходимостью.
Идеи, которыми мы занимаемся теперь, я назвал выше космологическими отчасти
потому, что под миром подразумевается совокупность всех явлений и
рассматриваемые нами идеи также направлены только на безусловное среди
явлений, отчасти же потому, что слово мир в трансцендентальном смысле
обозначает абсолютную целокупность всех существующих вещей и мы обращаем
внимание исключительно на полноту синтеза (хотя, собственно, только в
регрессивном направлении к условиям). Все эти идеи вдобавок трансцендентны
и, хотя они не выходят за пределы объекта, именно явлений, когда речь идет
об их роде, а имеют дело только с миром чувств (не с ноуменами), все же
доводят синтез до степени, превышающей всякий возможный опыт; вот почему
все эти идеи вполне уместно назвать космологическими понятиями. Что
касается различия между математически безусловным и динамически
безусловным, составляющим цель регресса, я бы назвал два первых понятия
космологическими в более узком смысле (о мире большого и малого), а два
последних-трансцендентными понятиями природы. Это различение теперь не
имеет еще особенного значения, но впоследствии оно может стать очень
важным.

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ


Антитетика чистого разума

Если сумму догматических учений назвать тетикой, то под антитетикой я
разумею не догматические утверждения противоположного, а противоречие между
догматическими по виду знаниями (thesin cum antithesi), из которых ни
одному нельзя отдать предпочтения перед другим. Следовательно, антитетика
занимается вовсе не односторонними утверждениями, а рассматривает общие
знания разума только с точки зрения противоречия их между собой и причин
этого противоречия. Трансцендентальная антитетика есть исследование
антиномии чистого разума, ее причин и результатов. Если мы употребляем свой
разум не только для применения основоположсяжй рассудка к предметам опыта,
но и решаемся распространить этм основоположения за пределы опыта, то
отсюда возникают умствующие положения, которые не могут надеяться на
подтверждение опытом, но и не должны опасаться опровержения с его стороны;
при этом каждое из них не только само по себе свободно от противоречий, но
даже находит в природе разума условия своей необходимости; однако, к
сожалению, и противоположное утверждение имеет на своей стороне столь же
веские и необходимые основания.
Вопросы, естественно возникающие перед чистым разумом при такой диалектике,
таковы: 1. При каких же утверждениях чистьш разум неизбежно впадает в
антиномию? 2.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249