Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Мы можем, следовательно, обсуждать свободные действия с точки зрения их
причинности, доходить только до умопостигаемой причины, но не выходить за
ее пределы; мы можем познать, что она определяет свободно, т. е. независимо
от чувственности, и таким образом может быть чувственно не обусловленным
условием явлений. Но почему умопостигаемый характер приводит именно к
таким-то явлениям и к такому-то эмпирическому характеру при данной
обстановке- этот вопрос выходит за пределы всякой способности нашего
разума; более того, он даже не вправе задавать подобные вопросы, точно так
же как нельзя спрашивать, почему трансцендентальный предмет нашего внешнего
чувственного созерцания дает нам только созерцание в пространстве, а не
какое-либо иное созерцание. Впрочем, задача, которую мы должны были решить,
и не обязывает нас отвечать на этот вопрос, так как она заключалась лишь в
том, существует ли противоречие между свободой и естественной
необходимостью в одном и том же поступке. На этот вопрос мы в достаточной
степени ответили, показав, что свобода может иметь отношение к совершенно
иному роду условий, чем естественная необходимость, и поэтому закон этой
необходимости не влияет на свободу, стало быть, и то и другое могут
существовать независимо друг от друга и не препятствуя друг другу.

* * *

Следует заметить, что мы вовсе не собирались этим доказывать
действительность свободы как способности, содержащей в себе причину явлений
нашего чувственно воспринимаемого мира. Не говоря уже о том, что это было
бы вовсе не трансцендентальное исследование, которое имеет дело только с
понятиями, эта попытка не увенчалась бы успехом, потому что из опыта
никогда нельзя заключить к чему-то такому, что должно мыслить совершенно
несогласно с законами опыта. Мы не собирались доказывать даже и возможности
свободы, так как и это нам не удалось бы, потому что мы вообще не можем
познать из одних лишь априорных понятий возможность какого бы то ни было
реального основания и причинности. Свобода трактуется здесь только как
трансцендентальная идея, благодаря которой разум полагает, что он
безусловно начинает [данный] ряд условий в явлении посредством чувственно
не обусловленного, но при этом впадает в антиномию со своими собственными
законами, которые он предписывает эмпирическому применению рассудка, что
эта антиномия основывается лишь на видимости и что природа по крайней мере
не противоречит свободной причинности- вот то единственное, что мы могли
решить и что было важно для нас.


IV Разрешение космологической идеи о всеобщей зависимости явлений по их
существованию вообще

В предыдущем параграфе мы рассматривали изменения чувственно
воспринимаемого мира в их динамическом ряду, где каждое из них подчинено
другому как своей причине. Теперь этот ряд состояний служит нам только
руководством, чтобы прийти к [мысли о] существовании, которое может быть
высшим условием всего изменчивого, а именно к необходимой сущности. Речь
идет здесь не о необусловленной причинности, а о безусловном существовании
самой субстанции. Следовательно, ряд, который мы имеем в виду, есть,
собственно, только ряд понятий, а не созерцаний, поскольку одно служит
условием для другого.

Но так как в совокупности явлений все изменчиво, стало быть, обусловлено по
своему существованию, то совершенно очевидно, что в ряду зависимого
существования не может быть никакого не обусловленного члена, существование
которого было бы абсолютно необходимым; следовательно, если бы явления были
вещами в себе и, значит, их условия вместе с обусловленным всегда
принадлежали бы к одному и тому же ряду созерцаний, то необходимая сущность
как условие существования явлений чувственно воспринимаемого мира была бы
совершенно невозможна.

Однако динамический регресс обладает следующей особенностью, отличающей его
от математического регресса: математический регресс имеет дело, собственно,
только со сложением частей в целое или разложением целого на его части, и
потому условия этого ряда всегда следует рассматривать как части его, стало
быть, как однородные и потому как явления. В динамическом же регрессе речь
идет не о возможности необусловленного целого из данных частей или
необусловленной части данного целого, а о выведении состояния из его
причины или о выведении случайного существования самой субстанции из
необходимого существования, и потому здесь не требуется, чтобы условие
непременно составляло вместе с обусловленным один эмпирический ряд.

Таким образом, из кажущейся антиномии, лежащей пе

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249