Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Далее, ничто не мешает нам принимать эти идеи за объективные и
гипостазировать их, за исключением лишь космологической идеи, в которой
разум впадает в антиномии, если он хочет осуществить ее (психологическая и
теологическая идеи не содержат в себе антиномии). Действительно,
противоречий в них нет; так каким же образом мог бы кто-нибудь оспаривать
их объективную реальность, если отрицающие их возможность знают о них так
же мало, как и утверждающие возможность их! Однако для того, чтобы
принимать что-то, еще не достаточно не встречать никаких положительных
препятствий; и нам не может быть позволено вводить в качестве
действительных и определенных предметов выходящие за пределы всех наших
понятий, хотя и не противоречащие им, фикции, основываясь только на доверии
к спекулятивному разуму, стремящемуся завершить свой труд. Следовательно,
сами по себе они не должны быть приняты, а должны иметь реальную значимость
только как схемы регулятивного принципа систематического единства всех
знаний природы, стало быть, они должны быть положены в основу только как
аналог действительным вещам, а не как действительные вещи в себе. Мы
освобождаем предмет идеи от условий, которые ограничивают наши рассудочные
понятия, но которые единственно и дают нам возможность иметь определенное
понятие вещи. Таким образом, мы мыслим нечто такое, о чем мы понятия не
имеем, каково оно само по себе, но отношение чего к совокупности явлений мы
мыслим как аналогичное отношению явлений друг к другу.

Таким образом, допуская подобные идеальные сущности, мы, собственно, не
расширяем нашего знания за пределы объектов возможного опыта, а только
расширяем его эмпирическое единство посредством систематического единства,
для которого идея дает нам схему, имеющую, стало быть, силу не
конститутивного, а только регулятивного принципа. В самом деле, из того,
что мы полагаем соответствующую идее вещь, нечто или действительную
сущность, вовсе еще не следует, будто мы хотим расширить наше знание о
вещах посредством трансцендентальных понятий; ведь эта сущность полагается
в основу только в идее, а не сама по себе, стало быть, только для того,
чтобы выразить систематическое единство, которым мы должны
руководствоваться в эмпирическом применении разума, вовсе не решая вопроса,
каково основание этого единства или внутренняя природа такой сущности, от
которой как от причины зависит это единство.

Таким образом, трансцендентальное и единственно определенное понятие о
Боге, которое дает нам чисто спекулятивный разум, есть в самом точном
смысле слова деистическое понятие, т. е. разум не утверждает даже
объективной значимости такого понятия, он только дает идею чего-то, на чем
основывается высшее и необходимое единство всей эмпирической реальности и
что мы можем мыслить не иначе как по аналогии с действительной субстанцией-
сообразной с законами разума причиной всех вещей, - если мы хотим мыслить
эту причину как особый предмет и не желаем пренебречь завершением всех
условий мышления как чрезмерным для человеческого рассудка, а
удовлетворяемся только идеей регулятивного принципа разума, что, однако,
несовместимо со стремлением к совершенному систематическому единству в
наших знаниях, которому разум по крайней мере не устанавливает никаких
границ.

Поэтому, если я допускаю божественную сущность, я, правда, не имею никакого
понятия ни о внутренней возможности ее высшего совершенства, ни о
необходимости ее существования, но все же могу удовлетворительно ответить
на все вопросы, касающиеся случайного, и могу доставить разуму величайшее
удовлетворение в отношении искомого наибольшего единства в его эмпирическом
применении, однако не в отношении самого этого предположения; отсюда видно,
что не знания разума, а его спекулятивный интерес дает ему право исходить
из столь далеко выходящего за его сферу пункта, чтобы рассматривать из него
свои объекты в виде завершенного целого.

Здесь обнаруживается различие в способе мышления при одном и том же
предположении, довольно тонкое, но чрезвычайно важное в трансцендентальной
философии. Я могу иметь достаточное основание допускать нечто относительно
(suppositio relativa), не имея, однако, права делать свое допущение
безусловно (suppositio absoluta). Это различение оказывается верным, если
речь идет только о регулятивном принципе, необходимость которого, правда,
сама по себе познается нами, но источник этой необходимости мы не познаем,
а признаем для него высшее основание лишь с той целью, чтобы тем
определеннее мыслить всеобщность принципа, как, например, когда я мыслю
себе сущность как существующую, соответствующую только идее, и притом
трансцендентальной идее. Действительно, существование такой вещи я никогда
не могу принимать за существование само по себе, так как для этого
недостаточны понятия, посредством которых я могу мыслить себе предмет
определенным, и условия объективной значимости моих понятий исключаются
самой идеей.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249