Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

К тому же понятия,
выявляемые таким образом лишь случайно, не располагаются в порядке и
систематическом единстве, а сочетаются разве лишь по сходству и, начиная от
простых и кончая более сложными по своему содержанию, располагаются в ряды,
устанавливаемые вовсе не систематически, хотя и по некоторому методу.

Преимущество, но вместе с тем и обязанность трансцендентальной философии
состоит в том, чтобы отыскивать свои понятия, руководствуясь принципом, так
как из рассудка как абсолютного единства они возникают чистыми и ни с чем
не смешанными и потому сами должны быть связаны друг с другом каким-нибудь
понятием или идеей. Эта связь дает нам правило, по которому место всякого
чистого рассудочного понятия и полноту системы таких понятий можно
определить a priori, тогда как в противном случае исследование было бы
произвольным или зависело бы от случая.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО СПОСОБА ОТКРЫТИЯ ВСЕХ ЧИСТЫХ РАССУДОЧНЫХ ПОНЯТИЙ


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ


О логическом применении рассудка вообще

Выше была дана лишь негативная дефиниция рассудка: рассудок есть
нечувственная способность познания. Независимо от чувственности мы не можем
иметь никаких созерцаний; следовательно, рассудок не есть способность
созерцания. Помимо же созерцания существует лишь один способ познания, а
именно познание через понятия; следовательно, познание всякого, по крайней
мере человеческого, рассудка есть познание через понятия, не интуитивное, а
дискурсивное. Все созерцания, будучи чувственными, зависят от внешнего
воздействия, а понятия, стало быть, от функций. Под функцией же я разумею
единство деятельности, подводящей различные представления под одно общее
представление. Итак, понятия основываются на спонтанности мышления, а
чувственные созерцания- на восприимчивости к впечатлениям. Возможно лишь
одно применение этих понятий рассудком: посредством них он судит. Так как
только созерцания направлены на предмет непосредственно, то понятие
относится не к предмету непосредственно, а к какому-то другому
представлению о нем (все равно, созерцание оно или само уже понятие). Итак,
суждение есть опосредствованное знание о предмете, стало быть,
представление об имеющемся у нас представлении о предмете. В каждом
суждении есть понятие, имеющее силу для многих [представлений], среди
которых находится также данное представление, относящееся в свою очередь
непосредственно к предмету. Так, например, в суждении все тела делимы
понятие делимости относится также к различным другим понятиям, но здесь оно
специально отнесено к понятию тела, относящемуся в свою очередь к некоторым
встречающимся нам явлениям. Следовательно, эти предметы представляются
опосредствованно через понятие делимости. Таким образом, все суждения суть
функции единства среди наших представлений, так как для познания предмета
вместо непосредственного представления применяется более общее
представление, содержащее и непосредственное представление, и многие
другие: тем самым соединяются многие возможные знания. Все действия
рассудка мы можем свести к суждениям, следовательно, рассудок можно вообще
представить как способность составлять суждения. В самом деле, согласно
вышесказанному, рассудок есть способность мыслить. Мышление есть познание
через понятия. Понятия же относятся как предикаты возможных суждений к
какому-нибудь представлению о неопределенном еще предмете. Так, понятие
тела означает нечто, например металл, что может быть познано через это
понятие. Следовательно, понятие тела только благодаря тому понятие, что ему
подчинены другие представления, посредством которых оно может относиться к
предметам. Следовательно, оно есть предикат для возможных суждений,
например для суждения всякий металл есть тело. Поэтому все функции рассудка
можно найти, если полностью показать функции единства в суждениях. Что
этого легко можно достигнуть, будет ясно видно из следующего раздела.

СПОСОБА ОТКРЫТИЯ ВСЕХ ЧИСТЫХ РАССУДОЧНЫХ ПОНЯТИЙ РАЗДЕЛ ВТОРОЙ


9. О логической функции рассудка в суждениях

Если мы отвлечемся от всякого содержания суждений вообще и обратим внимание
на одну лишь рассудочную форму суждений, то мы найдем, что функции мышления
в них можно разделить на четыре группы, из которых каждая содержит три
момента. Их можно хорошо представить в следующей таблице:

1. Количество суждении

Общие

Частные

Единичные

2. Качество

Утвердительные

Отрицательные

Бесконечные

3. Отношение

Категорические

Гипотетические

Разделительные

4. Модальность

Проблематические

Ассерторические

Аподиктические

Так как это деление в некоторых, правда несущественных, отношениях кажется
отклоняющимся от принятой в логике техники, то здесь уместны следующие
предостережения против возможных недоразумений:

1.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249