Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Скорее высшая реальность составляет основание возможности всех
вещей, а не их совокупность, и многообразие вещей зиждется на ограничении
не самой первосущности, а полноты ее следствий, к числу которых должна
относиться также вся наша чувственность вместе со всей реальностью в
явлении, так как она не может входить в идею высшей сущности как составная
часть.

Расследуя подробнее эту свою идею и гипостазируя ее, мы можем определить
первосущность одним лишь понятием высшей реальности как сущность единую,
простую, вседовлеющую, вечную и т. д.- одним словом, мы можем определить ее
в ее безусловной полноте всеми предикаментами. Понятие такой сущности есть
понятие Бога в трансцендентальном смысле; таким образом, идеал чистого
разума есть предмет трансцендентальной теологии, как я уже указывал выше.

Однако такое применение трансцендентальной идеи выходило бы уже за пределы
ее назначения и допустимости. Действительно, разум положил ее в основу
полного определения вещей вообще только как понятие всей реальности, вовсе
не требуя, чтобы вся эта реальность была дана объективно и сама составляла
вещь. Последнее предположение есть чистьш вымысел, посредством которого мы
охватываем и реализуем многообразное [содержание] нашей идеи в идеале как
особой сущности, между тем как мы не имеем никакого права на это и не имеем
оснований допускать даже возможность такой гипотезы; точно так же и все
следствия, вытекающие из такого идеала, вовсе не касаются полного
определения вещей вообще, для которого только и необходима была идея, и не
имеют на него ни малейшего влияния.

Недостаточно описывать образ действия нашего разума и его диалектику- надо
пытаться еще обнаружить ее источники, чтобы иметь возможность объяснить
самое эту видимость как феномен рассудка, так как идеал, о котором мы
говорим, основывается на естественной, а не на произвольной только идее.
Поэтому я спрашиваю: как приходит разум к рассмотрению всякой возможности
вещей как производной oт одной-единственной возможности, лежащей в основе,
а именно от возможности высшей реальности, и затем допускает ее как
содержащуюся в особой первосущности?

Ответ сам собой вытекает из сказанного в трансцендентальной аналитике.
Возможность предметов чувств есть отношение к нашему мышлению, в котором
нечто (а именно эмпирическую форму) можно мыслить a priori, а то, что
составляет материю, реальность в явлении (то, что соответствует ощущению),
должно быть дано, так как иначе его вообще нельзя было бы мыслить и, стало
быть, его возможность не могла бы быть представлена. Но предмет чувств
может быть полностью определен только в том случае, если он сопоставляется
со всеми предикатами явления и представлен посредством них утвердительно
или отрицательно. Но так как то, что составляет самое вещь (в явлении), а
именно реальное, должно быть дано - без этого его нельзя было бы и мыслить
- и так как то, в чем дано реальное [содержание] всех явлений, есть единый
всеохватывающий опыт, то материю для возможности всех предметов чувств
необходимо допускать как данную в виде некоторой совокупности, на
ограничении которой только и может основываться вся возможность
эмпирических предметов, их отличие друг от друга и их полное определение.
На самом деле, нам могут быть даны в качестве предметов только предметы
чувств, и не иначе как в контексте возможного опыта, следовательно,
предметом для нас может быть только то, что допускает совокупность всей
эмпирической реальности как условие своей возможности. Под влиянием
естественной иллюзии мы думаем, что это основоположение должно быть
приложимо ко всем вещам вообще, между тем как на самом деле оно приложимо
только к тем вещам, которые даны как предметы наших чувств. Таким образом,
эмпирический принцип наших понятий возможности вещей как явлений мы
принимаем, упуская из виду это ограничение, за трансцендентальный принцип
возможности вещей вообще.

Если же мы затем гипостазируем эту идею совокупности всей реальности, то
происходит это оттого, что мы диалектически превращаем дистрибутивное
единство эмпирического применения рассудка в коллективное единство
эмпирического целого и мыслим единичную вещь в этой совокупности явлений,
содержащей в себе всю эмпирическую реальность; затем эта совокупность
посредством уже упомянутой трансцендентальной подстановки принимается за
понятие вещи, стоящей впереди возможности всех вещей и доставляющей
реальные условия для их полного определения.


ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ


РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ


Об основаниях спекулятивного разума для доказательства бытия высшей сущности

Несмотря на эту настоятельную потребность разума допускать нечто такое, что
могло бы лежа

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249