Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Из восприятии может возникнуть знание о предметах или путем одной лишь игры
воображения, или же с помощью опыта. При этом, конечно, могут появиться
ложные представления, которым не соответствуют предметы, причем источником
обмана служат то иллюзии воображения (в грезах), то ошибки способности
суждения (при так называемом обмане чувств). Чтобы избавиться здесь от
ложной видимости, необходимо придерживаться следующего правила:
действительно то, что связано с восприятием согласно эмпирическим законам.
Но подобного рода обман, а также обнаружение его касаются как идеализма,
так и дуализма, так как здесь речь идет только о форме опыта. Для
опровержения эмпирического идеализма как ложного сомнения в объективной
реальности наших внешних восприятии достаточно уже во-первых, того, что
внешнее восприятие непосредственно доказывает действительность в
пространстве, которое, хотя само по себе и составляет только форму
представлений, все же обладает объективной реальностью в отношении всех
внешних явлений (которые также суть не что иное, как только представления),
и, во-вторых, того, что без восприятия невозможны даже вымысел и грезы, а
потому нашим внешним чувствам, если иметь в виду те данные, из которых
может возникнуть опыт, соответствуют действительные предметы в пространстве.

Догматическим идеалистом следует называть того, кто отрицает существование
материи, а скептическим- того, кто сомневается в этом, так как считает это
недоказуемым. Догматический идеалист придерживается своих убеждений только
потому, что полагает, будто нашел противоречия в возможности материи
вообще; с этого рода идеализмом мы теперь еще не имеем дела. Следующий
раздел о диалектических заключениях, в котором показан разум в его
внутренних спорах по поводу понятий о возможности того, что входит в
контекст опыта, устранит также и это затруднение. Скептический же идеалист,
оспаривающий лишь основание нашего утверждения и объявляющий, что наша
уверенность в существовании материи, которая, как мы полагаем, основывается
на непосредственном восприятии, недостаточна, может быть назван
благодетелем человеческого разума в том смысле, что он заставляет нас
внимательно присматриваться даже и к самому ничтожному шагу повседневного
опыта и не принимать как благоприобретенное то, что, быть может, получено
лишь хитростью. Польза, приносимая этими идеалистическими возражениями,
теперь для нас очевидна. Они заставляют нас, если мы не хотим запутаться в
самых простых своих утверждениях, рассматривать все восприятия- и
внутренние и внешние- только как сознание того, что причастно к нашей
чувственности, и считать внешние предметы ее не вещами в себе, а только
представлениями, которые могут сознаваться нами непосредственно, как и
всякое другое представление, но называются внешними потому, что причастны к
чувству, которое мы называем внешним и созерцанием которого служит
пространство, а само это пространство есть лишь способ внутреннего
представления, в котором те или иные восприятия связываются друг с другом.

Если мы считаем внешние предметы вещами в себе, то просто невозможно
понять, каким образом сможем мы прийти к познанию их действительности вне
нас, опираясь только на имеющиеся в нас представления. В самом деле,
ощущать можно только в себе самом, а не вовне себя, и потому все наше
самосознание дает нам не что иное, как только наши собственные определения.
Следовательно, скептический идеализм оставляет нам единственное прибежище,
а именно идеальность всех явлений, доказанную нами в трансцендентальной
эстетике независимо от этих выводов, которых мы тогда не могли еще
предусмотреть. Если теперь нам зададут вопрос: разве вследствие этого
дуализм имеет место только в психологии? То мы ответим: без сомнения!
Однако лишь в эмпирическом смысле, т. е. в том смысле, что материя
действительно дана внешнему чувству, как субстанция в явлении, в контексте
опыта, подобно тому как мыслящее Я, так же как субстанция в явлении, дано
внутреннему чувству, причем явления в той и другой сфере должны быть
связаны друг с другом согласно правилам, вносимым категорией субстанции в
контекст наших внешних и внутренних восприятии для опыта. Но если бы, как
это обычно случается, мы

пожелали расширить понятие дуализма м взять его в трансцендентальном
смысле, то этот дуализм и противоположный ему пневматизм, с одной стороны,
или материализм-с другой, были бы лишены всякого основания, так как в таком
случае мы упустили бы из виду определение своих понятий и различие в
способе представления о предметах, которые по тому, каковы они сами по
себе, остаются нам неизвестными, мы приняли бы за различие между самими
вещами. Я, представленное во времени посредством внутреннего чувства, и
предметы в пространстве вне меня суть, правда, по своему характеру
совершенно различные явления, однако это еще не дает права мыслить их как
различные вещи.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249