Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Действительно, каким же образом мы нашли бы совершенное единство
целей при различной воле? Высшая воля должна быть всемогущей, чтобы ей были
подчинены вся природа и ее отношение к нравственности в мире; всеведущей,
чтобы познавать сокровеннейшее в образе мыслей и его моральную ценность;
вездесущей, чтобы быть непосредственно близкой ко всякой потребности,
необходимой для высшего добра в мире; вечной, чтобы никогда не было
недостатка в этом согласии между природой и свободой, и т. д.

Но это систематическое единство целей в этом мире мыслящих существ,
который, правда, как одна лишь природа может называться только чувственно
воспринимаемым миром, а как система свободы-умопостигаемым, т. е.
моральным, миром (regnum gratiae), неизбежно ведет также к целесообразному
единству всех вещей, образующих это великое целое согласно общим законам
природы, подобно тому как систематическое единство целей образуется
согласно общим и необходимым нравственным законам и приводит в связь
практический разум со спекулятивным. Мир необходимо представлять себе как
возникший из некоторой идеи, если он должен согласоваться с тем применением
разума, без которого мы сами считали бы себя недостойными разума, а именно
с его моральным применением, которое целиком основывается на идее высшего
блага. Благодаря этому всякое исследование природы тяготеет к форме системы
целей и в своем высшем развитии становится физикотеологией. А
физикотеология, так как она начинала с нравственного порядка как единства,
коренящегося в сущности свободы, а не случайно установленного внешними
заповедями, сводит целесообразность природы к основаниям, которые должны a
priori быть неразрывно связаны с внутренней возможностью вещей, и тем самым
к трансцендентальной теологии, которая рассматривает идеал высшего
онтологического совершенства как принцип систематического единства,
связывающий все вещи сообразно общим и необходимым законам природы, так как
все они берут свое начало в абсолютной необходимости единой первосущности.

Какое применение можем мы найти для нашего рассудка даже в отношении опыта,
если мы не ставим себе целей? Но высшие цели суть цели моральности, и
познание их может быть дано нам только чистым разумом. Поставив эти цели и
руководствуясь ими, мы не можем даже познание природы целесообразно
применить к знанию там, где сама природа не установила целесообразного
единства. Действительно, без этого единства мы сами не обладали бы даже
разумом, так как у нас не было бы для него школы и культуры,
[приобретенной] благодаря предметам, которые давали бы материал для таких
понятий. Но первое указанное нами целесообразное единство есть нечто
необходимое и обоснованное в самой сущности воли, следовательно, второе
единство, содержащее в себе условие применения первого in concrete, должно
быть таким же; стало быть, трансцендентальное расширение наших познаний
разумом не может составлять причину, а есть только действие практической
целесообразности, которую возлагает на нас чистый разум.

Поэтому и в истории человеческого разума мы находим, что, пока моральные
понятия не были в достаточной степени очищены и определены и пока не было
усмотрено, согласно с этими понятиями, систематическое единство целей, и
притом из необходимых принципов, до тех пор познание природы и даже
значительная степень культуры разума во многих других науках, с одной
стороны, вырабатывали лишь грубые и смутные понятия о божестве, с другой -
вообще проявляли к этому вопросу удивительное равнодушие. Более
значительная разработка нравственных идей, которая сделалась необходимой
благодаря в высшей степени чистому нравственному закону нашей религии,
обратила внимание разума на этот предмет ввиду интереса, который она
вызвала к нему; без всякого содействия со стороны обогащающихся знаний о
природе и со стороны правильных и надежных трансцендентальных знаний (они
были всегда недостаточны) эти нравственные идеи создали понятие о
божественной сущности, которое мы считаем теперь правильным не потому, что
спекулятивный разум убеждает нас в его правильности, а потому, что оно
полностью согласуется с моральными принципами разума. Все же только чистому
разуму, однако лишь в его практическом применении, принадлежит та заслуга,
что он связал с нашими высшими интересами знание, о котором чистая
спекуляция может лишь мечтать, но которое она не в состоянии обосновать, и
тем самым превратил это знание если не в демонстративно доказанную догму,
то все же в безусловно необходимое предположение в соответствии с
существеннейшими целями чистого разума.

Но когда практический разум достиг этого высокого пункта, а именно понятия
единой первосущности как высшего блага, то он не должен воображать, будто
он поднялся над всеми эмпирическими условиями своего применения и вознесся
до непосредственного знания новых предметов настолько, чтобы исходить из
этого понятия и выводить из него даже моральные законы.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249