Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Так, я
конструирую треугольник, показывая предмет, соответствующий этому понятию,
или при помощи одного лишь воображения в чистом созерцании, или вслед за
этим также на бумаге в эмпирическом созерцании, но и в том и в другом
случае совершенно a priori, не заимствуя для этого образцов ни из какого
опыта. Единичная нарисованная фигура эмпирична, но тем не менее служит для
выражения понятия без ущерба для его всеобщности, так как в этом
эмпирическом созерцании я всегда имею в виду только действие по
конструированию понятия, для которого многие определения, например величины
сторон и углов, совершенно безразличны, и потому я отвлекаюсь от этих
разных [определений], не изменяющих понятия треугольника.

Следовательно, философское познание рассматривает частное только в общем, а
математическое знание рассматривает общее в частном и даже в единичном,
однако a priori и посредством разума, так что, подобно тому как это
единичное определено при некоторых общих условиях конструирования, так и
предмет понятия, которому это единичное соответствует лишь в качестве его
схемы, должен мыслиться в общей определенной форме.

Следовательно, существенное различие между этими двумя видами познания
разумом заключается в этой их форме, а не основывается на различии между их
материей или предметами. Те, кто пытается отличить философию от математики,
полагая, что первая имеет объектом только качество, а вторая -только
количество, принимают действие за причину. Форма математического познания
есть причина того, что оно может быть направлено только на количества. В
самом деле, конструировать, т. е. представить a priori в созерцании, можно
только понятия величины, а качества можно показать не иначе как в
эмпирическом созерцании. Поэтому их познание разумом возможно только
посредством понятий. Так, созерцание, соответствующее понятию реальности,
мы можем извлечь только из опыта, но никогда a priori из самих себя и до
эмпирического осознания ее Коническую фигуру мы можем сделать наглядной
просто на основании понятия, без всякой помощи опыта, но цвет этого конуса
должен быть дан заранее в каком-нибудь опыте. Понятие причины вообще я
никак не могу показать в созерцании иначе как с помощью примера, данного
мне опытом, и т. д. Впрочем, философия занимается и величинами, так же как
математика, например, целокупностью, бесконечностью и т. д. В свою очередь
математика занимается и различием между линиями и плоскостями как
пространствами, обладающими различным качеством, а также непрерывностью
протяженности как ее качеством. Но хотя в таких случаях они имеют общий
предмет, тем не менее способ рассмотрения его разумом в философском и
математическом исследованиях совершенно различен. Философия держится только
общих понятий, а математика ничего не может добиться посредством одних лишь
понятий и тотчас спешит [перейти] к созерцанию, в котором она рассматривает
понятие m concrete, однако не эмпирически, а лишь в таком созерцании,
которое она показывает a priori, т. е. конструировала, и в котором то, что
следует из общих условий конструирования, должно быть приложимо также и к
объекту конструируемого понятия.

Дайте философу понятие треугольника, и пусть он найдет свойственным ему
способом, как относится сумма его углов к величине прямого угла. У него
есть только понятие фигуры, ограниченной тремя прямыми линиями, и вместе с
ней понятие о таком же количестве углов. Сколько бы он ни размышлял над
этим понятием, он не добудет ничего нового. Он может расчленить и сделать
отчетливым понятие прямой линии, или угла, или числа три, но не откроет
новых свойств, вовсе не заключающихся в этих понятиях. Но пусть за тот же
вопрос возьмется геометр. Он тотчас начнет с конструирования треугольника.
Зная, что два прямых угла имеют такую же величину, как все смежные углы,
исходящие из одной точки и лежащие на одной прямой, он продолжает одну из
сторон своего треугольника и получает два смежных угла, сумма которых равна
двум прямым углам. Внешний из этих углов он делит, проводя линию,
параллельную противоположной стороне треугольника, и замечает, что отсюда
получается внешний смежный угол, равный внутреннему, и т. д. Так,
руководствуясь все время созерцанием, он цепью выводов приходит к
совершенно очевидному и вместе с тем общему решению вопроса.

Математика конструирует не только величины (quanta), как это делается в
геометрии, но и величину как таковую (quantitas), как это делается в
алгебре, совершенно отвлекающейся от свойств предмета, который должно
мыслить согласно такому понятию величины. Она избирает себе при этом
определенные обозначения для всех конструировании величин вообще (чисел),
каковы сложение, вычитание, извлечение корня и т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249