Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Однако, если даже и допустить, что единственно
возможная дедукция чистых априорных знаний имеет трансцендентальный
характер, тем не менее отсюда еще не становится ясным, что она столь уж
необходима. Выше мы с помощью трансцендентальной дедукции проследили
понятия пространства и времени вплоть до их источников и объяснили и
определили их объективную априорную значимость. Тем не менее геометрия идет
своим верным путем чисто априорных знаний, вовсе не нуждаясь в том, чтобы
философия засвидетельствовала чистоту и закономерность происхождения
основного ее понятия-понятия пространства. Но понятие пространства в этой
науке применяется лишь к внешнему чувственно воспринимаемому миру:
пространство есть чистая форма созерцания его, в которой, следовательно,
всякое геометрическое познание как основанное на априорном созерцании имеет
свою очевидность и в которой предметы даны в созерцании a priori (что
касается формы) посредством самого познания. Но когда мы доходим до чистых
рассудочных понятий, неизбежно появляется потребность искать
трансцендентальную дедукцию не только их самих, но также и пространства,
так как они говорят о предметах с помощью предикатов чистого априорного
мышления, а не созерцания и чувственности; поэтому они относятся ко всем
предметам без всяких условий чувственности, и так как не основываются на
опыте, то не могут указать и в априорном созерцании никакого объекта, на
котором они основывали бы свой синтез до всякого опыта; поэтому они не
только возбуждают подозрения относительно объективной значимости и границ
своего применения, но и делают также двусмысленным вышеупомянутое понятие
пространства тем, что склонны применять его вне условий чувственного
созерцания, поэтому и выше необходима была трансцендентальная дедукция его.
Итак, прежде чем сделать хотя бы один шаг в области чистого разума,
читатель должен убедиться в настоятельной необходимости такой
трансцендентальной дедукции, так как в противном случае он будет
действовать слепо и, много проблуждав, вынужден будет вернуться к тому же
состоянию неведения, с которого начал. Он должен также заранее ясно
представить себе неизбежные трудности, чтобы не жаловаться на неясность
там, где сам исследуемый предмет глубоко сокрыт, или чтобы устранение
препятствий не утомило его слишком рано, так как перед ним стоит дилемма -
или довести это критическое исследование до конца, или совсем отказаться от
всяких притязаний на знания чистого разума как от самой излюбленной
[философами] области, а именно от того, что выходит за пределы всякого
возможного опыта.

Исследуя выше понятия пространства и времени, нетрудно было дать понять,
каким образом они, будучи априорными знаниями, тем не менее необходимо
должны относиться к предметам и делают возможным синтетическое знание о них
независимо от всякого опыта. В самом деле, так как предмет может являться
нам, т. е. быть объектом эмпирического созерцания, только с помощью таких
чистых форм чувственности, то пространство и время суть чистые созерцания,
a priori содержащие условие возможности предметов как явлений, и синтез в
пространстве и времени имеет объективную значимость.

Категории же рассудка вовсе не представляют нам условий, при которых
предметы даются в созерцании; стало быть, предметы могут, несомненно,
являться нам без необходимого отношения к функциям рассудка, и,
следовательно, рассудок a priori не содержит условий [их]. Поэтому здесь
возникает затруднение, не встречавшееся нам в области чувственности, а
именно каким образом получается, что субъективные условия мышления имеют
объективную значимость, т. е. становятся условиями возможности всякого
познания предметов; ведь без функций рассудка могут быть даны в созерцании
явления. Возьмем, например, понятие причины, означающее особый вид синтеза,
когда за некоторым А полагается, согласно определенному правилу, совершенно
отличное от него В. A priori еще не ясно, почему явления должны содержать в
себе нечто подобное (ведь опыт нельзя приводить в качестве доказательства,
так как доказательству подлежит объективная значимость этого априорного
понятия), и потому a priori возникает сомнение, не есть ли это понятие
совершенно пустое и не имеющее среди явлений ни одного [соответствующего
ему] предмета; ведь ясно, что предметы чувственного созерцания должны
сообразоваться с формальными условиями чувственности, a priori заложенными
в нашей душе, в противном случае они не будут предметами для нас; но
сделать вывод, что они, кроме того, должны сообразоваться также с
условиями, в которых рассудок нуждается для синтетического единства
мышления, уже не так легко. Ведь явления могли бы бы

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249