Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Если окажется, что в обоих
случаях получается нечто совершенно бессмысленное (nonsens), то у нас есть
серьезное основание подвергнуть критическому исследованию самый вопрос,
чтобы посмотреть, не покоится ли он сам на неосновательном предположении и
не играет ли он идеей, ложность которой обнаруживается не столько при ее
обособленном представлении, сколько в ее применении и последствиях этого
применения. В этом и состоит огромная польза скептического способа
рассмотрения вопросов, которые чистый разум задает самому себе. Таким
способом можно с помощью незначительных усилий освободиться от огромного
догматического балласта и заменить его трезвой критикой, которая, как
хорошее очистительное средство, с успехом удалит самомнение вместе с его
спутником-всезнайством.
Соответственно этому если бы я заранее мог усмотреть, что, на какую бы
сторону безусловного в регрессивном синтезе явлений космологическая идея ни
становилась, все равно она оказалась бы для всякого рассудочного понятия
или слишком большой, или слишком малой, то я бы понял, что эта идея должна
быть совершенно пустой и лишенной всякого значения, так как регрессивньш
синтез имеет Дело только с предметом опыта, который должен сообразоваться с
возможным рассудочным понятием, и так как космологической идее не
соответствует предмет, сколько бы я ни приспособлял его к ней. И так
действительно обстоит дело со всеми космологическими понятиями, которые
именно поэтому запутывают разум в неизбежную антиномию, если он цепляется
за них. В самом деле, предположите,
во-первых, что мир не имеет начала [во времени]; в таком случае он слишком
велик для вашего понятия: поскольку оно состоит в последовательном
регрессе, оно никогда не может охватить всей прошедшей вечности.
Предположите, что мир имеет начало [во времени], и тогда он в свою очередь
слишком мал для вашего рассудочного понятия в необходимом эмпирическом
регрессе. В самом деле, начало всегда предполагает время, предшествующее
ему, и потому оно не может быть безусловным, и закон эмпирического
применения рассудка заставляет вас искать еще более раннее временное
условие, таким образом, мир явно слишком мал для этого закона.
То же замечание относится и к двоякому ответу на вопрос о пространственной
величине мира. Действительно, если мир бесконечен и неограничен, то он
слишком велик для всякого возможного эмпирического понятия. Если мир
конечен и ограничен, то вы можете с полным правом задать вопрос: что
определяет эту границу? Пустое пространство не есть сам по себе
существующий коррелят вещей и не может быть условием, дальше которого идти
не надо; еще в меньшей степени оно может быть эмпирическим условием,
которое составляло бы часть возможного опыта. (В самом деле, кто может
иметь опыт о безусловно пустом?) А для абсолютной целокупности
эмпирического синтеза всегда требуется, чтобы безусловное было эмпирическим
понятием. Следовательно, ограниченный мир слишком мал для вашего понятия.
Во-вторих, если всякое явление в пространстве (материя) состоит из
бесконечного множества частей, то регресс деления всегда слишком велик для
вашего понятия; а если деление пространства не должно идти дальше
какого-нибудь члена деления (дальше простого), то регресс деления слишком
мал для идеи безусловного, так как этот член допускает еще регресс по
направлению ко многим содержащимся в нем частям.
В-третьих, если вы предположите, что во всем, что происходит в мире, нет
ничего, что не было бы результатом следования законам природы, то
каузальность причины есть опять-таки нечто происходящее, что заставляет вас
довести регресс до еще более отдаленной (hoherer) причины и, стало быть,
без конца продолжать ряд условий a parte priori. Итак, если принять одну
лишь действующую природу, то она для всех наших понятий в синтезе
происходящих в мире событий слишком велика.
Если же вы кое-где допустите спонтанно (von selbst) вызванные события,
стало быть, свободное возникновение, то вас будет преследовать вопрос о
причине согласно неизбежному закону природы, этот же вопрос заставит вас
выйти за эти пределы согласно эмпирическому закону причинности, и вы
найдете, что такая целокупность связи слишком мала для вашего необходимого
эмпирического понятия.
В-четвертых, если вы допустите безусловно необходимую сущность (будет ли
это сам мир, или нечто в мире, или причина мира), то вы отнесете ее ко
времени, бесконечно удаленному от всякого данного момента, так как в
противном случае она зависела бы от какого-нибудь другого и более раннего
существования. Но в таком случае это существование недоступно для вашего
эмпирического понятия и слишком велико для того, чтобы вы когда-либо могли
дойти до него путем непрерывного регресса.
Если же, по вашему мнению, все, что принадлежит к миру (как обусловленное
или как условие), случайно, то всякое данное вам существование слишком мало
для вашего понятия, так как оно заставляет вас искать другого
существования, от которого оно зависит.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249