Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Но не следует ли по крайней мере предостерегать от подобных сочинений
молодежь, которая доверена академическому обучению, и удерживать ее от
раннего знакомства со столь опасными положениями, пока ее способность
суждения не созрела или, вернее, пока учение, которое желают втолковать ей,
не укоренилось в ней настолько прочно, чтобы твердо противостоять всяким
противоположным убеждениям, откуда бы они ни исходили?

Если бы в вопросах чистого разума приходилось навсегда оставаться при
догматическом методе и если бы опровержение мнений противника должно было,
собственно, быть полемическим, т. е. если бы вступали в бой, вооружась
доводами в пользу противоположных утверждений, то в таком случае, конечно,
было бы чрезвычайно полезно для данного момента, хотя вместе с тем напрасно
и бесплодно для будущего времени, взять ненадолго под опеку разум молодежи
и охранять его по крайней мере в этот период от искушений. Но если
впоследствии любопытство или мода века даст ей в руки подобные сочинения,
устоят ли тогда эти юношеские убеждения? Тот, кто приносит с собой только
догматическое оружие для отражения нападок со стороны противника и не умеет
развернуть скрытую диалектику, присущую ему не менее, чем противнику,
видит, как сталкиваются мнимые доводы, имеющие то преимущество, что они
новые, и противоположные им мнимые доводы, утратившие уже это преимущество
и скорее возбуждающие подозрение в том, что они злоупотребляли легковерием
молодости. Тогда юноше кажется, будто лучшее средство доказать, что он
вышел из детского возраста, -это пренебречь такими доброжелательными
предостережениями, и, привыкнув к догматизму, он жадными глотками пьет яд,
догматически разрушающий его основоположения.

В академическом обучении должно происходить нечто прямо противоположное
тому, что здесь рекомендуется, но, разумеется, лишь при условии
основательного обучения критике чистого разума. Действительно, чтобы как
можно раньше применить к делу ее принципы и показать достаточность их даже
при величайшей диалектической видимости, крайне необходимо направить все
столь страшные для догматики нападки против хотя и слабого, но
просвещенного критикой разума ученика и заставить его попытаться проверить
неосновательные убеждения противника шаг за шагом с помощью основоположений
критики. Ему нетрудно будет рассеять их как дым, и, таким образом, он рано
почувствует свою силу полностью предохранять себя от подобных вредных
иллюзий, которые в конце концов должны потерять для него всякую
притягательность. Правда, те же удары, которые разрушают здание противника,
должны быть столь же губительными и для его собственных спекулятивных
строений, если только он задумает возвести их; тем не менее он может вовсе
не беспокоиться об этом: ему не нужно жить в них, так как перед ним
открывается вид на практическое поприще, где он с полным основанием может
надеяться найти более твердую почву, дабы на ней воздвигнуть свою разумную
и благотворную систему.

Таким образом, в сфере чистого разума не бывает настоящей полемики. Обе
стороны толкут воду в ступе и дерутся со своими тенями, так как они выходят
за пределы природы, туда, где для их догматических уловок нет ничего, что
можно было бы схватить и удержать. Они могут бороться сколько угодно; тени,
разрубаемые ими, мгновенно срастаются вновь, как герои в Валгалле, чтобы
опять развлекаться бескровными битвами.

Однако чистый разум не имеет также дозволенного скептического применения,
которое можно было бы назвать основоположением о нейтральности при всех его
спорах. Подстрекать разум против самого себя, доставлять оружие обеим его
сторонам и затем спокойно и с насмешкой наблюдать их разгоряченную
борьбу-это с догматической точки зрения есть неблаговидное занятие и
проявление злорадства и коварства. Но если мы замечаем непреодолимое
ослепление и высокомерие умствующих людей, не желающее считаться ни с какой
критикой, то у нас действительно нет иного средства, как противопоставить
хвастовству одной стороны другое хвастовство, опирающееся на точно такие же
права, дабы противодействием врага по крайней мере привести разум в
замешательство, вызвать у него некоторое сомнение насчет его притязаний и
заставить его выслушать критику. Но попытка оставить его навсегда при этих
сомнениях и намереваться рекомендовать убеждение и признание в своем
незнании не только как целебное средство против догматического самомнения,
но и как способ закончить спор разума с самим собой была бы безуспешна и
никак не вела бы к успокоению разума; она может быть только средством
пробуждения разума от его сладкого догматического сна, дабы подвергнуть его
состояние более тщательному исследованию. Но этот скептический прием
избавить се

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249