Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Апагогический способ доказательства есть также та настоящая иллюзия,
которая увлекает поклонников основательности наших умствующих догматиков:
этот способ есть как бы борец, который хочет доказать честь и бесспорные
права своих единомышленников тем, что берется драться со всяким, кто
усомнился бы в этих правах, хотя такое хвастовство нисколько не решает
вопроса, а лишь показывает относительную силу противников, да и то лишь на
той стороне, которая держится задиристо. Зрители, видя, что каждый [из
борцов] бывает по очереди то победителем, то побежденным, нередко склонны
скептически усомниться в самом объекте спора. Однако у них нет оснований
для этого, и достаточно крикнуть им: defensoribus istis tempus eget. Всякий
должен вести свое дело посредством честного доказательства, осуществляемого
при помощи трансцендентальной дедукции доводов, т. е. прямо, чтобы видно
было, в какой степени его притязания могут быть разумно обоснованы.
Действительно, если противник [догматика] опирается на субъективные
основания, то, конечно, легко опровергнуть его, однако без выгоды для
догматика, который обычно также придерживается субъективных оснований
суждения и таким же образом может быть загнан в тупик своим противником.
Если же обе стороны ведут доказательство только прямым путем, то они или
сами заметят трудность и даже невозможность обоснования своих утверждений и
в конце концов станут ссылаться только на право давности, или же критика
легко обнаружит догматическую видимость и заставит чистый разум отказаться
от чрезмерных притязаний в спекулятивном применении и возвратиться в
пределы своих владений, а именно в область практических принципов.


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО УЧЕНИЯ О МЕТОДЕ



ГЛАВА ВТОРАЯ


Канон чистого разума

Для человеческого разума унизительно то, что он в своем чистом применении
ничего не может добиться и даже нуждается еще в дисциплине, чтобы
обуздывать свои порывы и оберегать себя от возникающих отсюда заблуждений.
Но с другой стороны, его опять возвышает и возвращает ему доверие к себе то
обстоятельство, что он может и должен сам пользоваться этой дисциплиной, не
допуская над собой чужой цензуры, а также то обстоятельство, что рамки, в
которые он вынужден поставить свое спекулятивное применение, ограничивают
также и притязания всякого его умствующего противника, так что все, что
осталось бы для него от его прежних преувеличенных требований, может быть
гарантировано от всяких нападок. Итак, величайшая и, быть может,
единственная польза всякой философии чистого разума только негативна: эта
философия служит не органоном для расширения, а дисциплиной для определения
границ, и, вместо того чтобы открывать истину, у нее скромная заслуга: она
предохраняет от заблуждений.

Однако должен же где-нибудь существовать источник положительных знаний,
принадлежащих к области чистого разума и, быть может, только по
недоразумению порождающих ошибки, а на самом деле составляющих цель усилий
разума. Действительно, чем же иным можно объяснить неистребимую жажду
разума стать твердой ногой где-то за пределами опыта? Он предчувствует
предметы, представляющие для него огромный интерес. Он вступает на путь
чистой спекуляции, чтобы приблизиться к ним; однако они бегут от него. Надо
предполагать, что на единственном пути, который еще остается для него, а
именно на пути практического применения, он может надеяться на большее
счастье.

Под каноном я разумею совокупность априорных принципов правильного
применения некоторых познавательных способностей вообще. Так, общая логика
в своей аналитической части есть канон для рассудка и разума вообще, однако
лишь со стороны формы, так как она отвлекается от всякого содержания. Так,
трансцендентальная аналитика есть канон чистого рассудка, так как лишь
чистый рассудок способен дать истинные априорные синтетические знания. Там
же, где невозможно правильное применение познавательной способности, нет и
канона. Из всех приведенных выше доказательств видно, что всякое
синтетическое познание чистого разума в его спекулятивном применении
совершенно невозможно. Следовательно, нет никакого канона спекулятивного
применения чистого разума (так как это применение целиком диалектично), и
вся трансцендентальная логика есть в этом смысле только дисциплина.
Следовательно, если вообще существует правильное применение чистого разума-
а в таком случае должен существовать и его канон,- то этот канон будет
касаться не спекулятивного, а практического применения разума, к
исследованию которого мы теперь и приступаем.

КАНОНА ЧИСТОГО РАЗУМА


РА

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249