Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Схема действительности есть существование в определенное время.

Схема необходимости есть существование предмета во всякое время.

Из всего этого явствует, что схема каждой категории содержит и дает
возможность представлять: схема количества - порождение (синтез) самого
времени в последовательном схватывании предмета, схема качества - синтез
ощущения (восприятия) с представлением о времени, т. е. наполнение времени,
схема отношения - отношение восприятии между собой во всякое время (т. е.
по правилу временного определения), наконец, схема модальности и ее
категорий содержит и дает возможность представлять само время как коррелят
определения предмета в смысле того, принадлежит ли он времени и как он ему
принадлежит. Вот почему схемы суть не что иное, как априорные определения
времени, подчиненные правилам и относящиеся (в применении ко всем возможным
предметам согласно порядку категорий) к временному ряду, к содержанию
времени, к порядку времени и, наконец, к совокупному времени.

Отсюда ясно, что схематизм рассудка через трансцендентальный синтез
воображения сводится лишь к единству всего многообразного [содержания]
созерцания во внутреннем чувстве, и таким образом он косвенно сводится к
единству апперцепции как функции, соответствующей внутреннему чувству
(восприимчивости). Следовательно, схемы чистых рассудочных понятий суть
истинные и единственные условия, способные дать этим понятиям отношение к
объектам, стало быть, значение, и потому в конце концов категории не могут
иметь никакого иного применения, кроме эмпирического, так как они служат
лишь для того, чтобы посредством оснований a priori необходимого единства
(ради необходимого объединения всего сознания в первоначальной апперцепции)
подчинить явления общим правилам синтеза и таким образом сделать их
пригодными для полного соединения в опыте.

Но во всем возможном опыте как целом заключаются все наши знания, и
трансцендентальная истина, предшествующая всякой эмпирической истине и
делающая ее возможной, состоит в общем отношении к этому опыту.

Нельзя, однако, не заметить также и то, что, хотя категории осуществляются
прежде всего схемами чувственности, тем не менее они и ограничиваются ими,
т. е. ограничиваются условиями, лежащими вне рассудка (а именно в
чувственности). Поэтому схема есть, собственно, лишь феномен или
чувственное понятие предмета, находящееся в соответствии с категорией
(Numerus est quantitas phaenomenon, sensatio realitas phaenomenon, constans
et perdurabile rerum substantia phaenomenon--aelernilas necessitas
phaenomenon etc.). Если же мы устраним ограничивающее условие, то мы,
по-видимому, расширим ограниченное прежде понятие; так, категории в их
чистом значении, без всяких условий чувственности, должны быть приложимы к
вещам вообще как они есть, а между тем их схемы представляют вещи только
так, как они являются; следовательно, категории имеют независимое от всяких
схем и гораздо более широкое значение. И действительно, по удалении всех
чувственных условий чистые рассудочные понятия сохраняют значение, однако
лишь логическое, а именно значение только единства представлений, которым,
однако, не дан никакой предмет и, стало быть, не дано и значение,
допускающее понятие об объекте. Так, например, субстанция, если устранить
чувственное определение постоянности, означает лишь нечто такое, что можно
мыслить как субъект (но не может быть ни для чего предикатом). Из этого
представления я ничего не могу извлечь, так как оно мне вовсе не указывает,
какие определения имеет вещь, которую следует признать за такой первый
субъект. Следовательно, категории без схем суть лишь функции рассудка,
[необходимые] для понятий, но не представляющие никакого предмета. Свое
значение они получают от чувственности, которая придает реальность понятиям
рассудка (den Verstand realisiert), в то же время ограничивая его.


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО УЧЕНИЯ О СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ (ИЛИ АНАЛИТИКИ
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ)


ГЛАВА ВТОРАЯ


Система всех основоположений чистого рассудка

В предыдущей главе мы исследовали трансцендентальную способность суждения
только с точки зрения общих условий, лишь при которых она имеет право
применять чистые рассудочные понятия в синтетических суждениях. Теперь нам
предстоит задача изложить в систематической связи суждения, действительно
осуществляемые a priori рассудком при такой критической
предусмотрительности; для этого наша таблица категорий будет, без сомнения,
служить естественным и надежным руководством. В самом деле, именно
отношение категорий к возможному опыту должно составлять все чистые
априорные рассудочные знания и потому отношение их к чувственности вообще
должно полностью и в единой системе раскрыть все трансцендентальные
принципы применения рассудка.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249