Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Эта формула гласит: невозможно, чтобы нечто в одно и то же
время существовало и не существовало. Не говоря уже о том, что в этом
положении без всякой надобности присовокуплена аподиктическая достоверность
(через слово невозможно), которая сама собой должна быть понятной из него
самого, оно подчинено здесь условию времени и утверждает как бы следующее:
вещь = А, которое есть нечто = В, не может в одно и то же время быть не В,
но в разное время она может быть и тем и другим (и В, и не В). Например,
человек молодой не может в то же время быть старым, но один и тот же
человек в одно время может быть молодым, а в другое немолодым, т. е.
старым. Однако закон противоречия как чисто логическое основоположение не
может быть ограничен в своем значении временными отношениями, поэтому такая
формула совершенно не соответствует его цели. Эта ошибка возникает оттого,
что мы сперва отделяем предикат вещи от ее понятия и затем соединяем с этим
предикатом его противоположность; отсюда получается противоречие не в
отношении субъекта, а только в отношении его предиката, синтетически
связанного с субъектом, и то лишь в том случае, если первый и второй
предикат полагаются в одно и то же время. Если я говорю человек, который не
образован, не есть образованный человек, то я должен прибавить здесь в то
же время, так как человек, необразованный в одно время, вполне может быть
образованным в другое время. Но если я говорю ни один необразованный
человек не образован, то это суждение аналитическое, потому что в нем
признак (необразованности) входит теперь в понятие субъекта, и в таком
случае это отрицательное суждение приобретает очевидность непосредственно
из закона противоречия без прибавления условия в то же время. Это и есть
причина того, что я выше видоизменил формулу закона противоречия так, чтобы
в ней была ясно выражена природа аналитического суждения.

СИСТЕМЫ ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ ЧИСТОГО РАССУДКА


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ


О высшем основоположении всех синтетических суждений

Объяснение возможности синтетических суждений есть задача, с которой общая
логика не имеет никакого дела и которую она не должна знать даже по
названию. Но в трансцендентальной логике она стоит на первом плане и даже
составляет единственный ее предмет, если речь идет о возможности априорных
синтетических суждений, а также об условиях и объеме их значимости. В самом
деле, выполнив эту задачу, трансцендентальная логика может достигнуть всей
своей цели, а именно определить объем и границы чистого рассудка.

В аналитическом суждении я остаюсь при данном понятии, чтобы извлечь из
него что-то. Если аналитическое суждение должно быть утвердительным, то я
приписываю понятию только то, что уже мыслилось в нем; если суждение должно
быть отрицательным, то я исключаю из понятия только то, что противоположно
ему. В синтетических же суждениях я должен выйти из данного понятия, чтобы
рассмотреть в отношении с ним нечто совершенно другое, нежели то, что
мыслилось в нем; это отношение никогда поэтому не может быть ни отношением
тождества, ни отношением противоречия, и из такого суждения самого по себе
нельзя усмотреть ни истинности его, ни ошибочности.

Итак, если согласиться, что необходимо выйти из данного понятия, дабы
синтетически сравнить его с другим понятием, то следует признать, что
необходимо нечто третье, в чем единственно может возникнуть синтез двух
понятий. Что же представляет собой это третье как опосредствующее звено
(Medium) всех синтетических суждений? Это есть не что иное, как только та
совокупность, в которой содержатся все наши представления, а именно
внутреннее чувство и его априорная форма, [т. е.] время. Синтез
представлений основывается на способности воображения, а синтетическое
единство их (необходимое для суждения)-на единстве апперцепции. Итак, здесь
следует искать возможность синтетических суждений, а так как все эти три
[основания] a priori содержат источники представлений, то следует искать в
них и возможность чистых синтетических суждений; более того, они даже
необходимо вытекают из этих оснований, если должно возникнуть знание о
предметах, опирающееся исключительно на синтез представлений.

Если знание должно иметь объективную реальность, т. е. относиться к
предмету и в нем иметь значение и смысл, то необходимо, чтобы предмет мог
быть каким-то образом дан. Без этого понятия пусты, и хотя мы мыслим
посредством них, но в действительности мы через это мышление ничего не
познаем, а только играем представлениями. Дать предмет, если только речь
идет о том, чтобы дать его не опосредствованно, а непосредственно в
созерцании, означает не что иное, как относить представление предмета к
опыту (действительному или же возможному).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249