Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

е. все вещи суть, собственно, монады, или
простые сущности, одаренные представлениями. Все это и было бы совершенно
правильно, если бы к числу условий, без которых нам не могут быть даны
предметы внешнего созерцания и от которых отвлекается чистое понятие, не
принадлежало ничего, кроме понятия о вещи вообще. Между тем оказывается,
что постоянное явление в пространстве (непроницаемая протяженность) может
содержать в себе одни лишь отношения, не заключая в себе ничего безусловно
внутреннего, и тем не менее быть первым субстратом всякого внешнего
восприятия. Конечно, с помощью одних лишь понятий я не могу мыслить ничего
внешнего без чего-то внутреннего, потому что понятия отношения предполагают
уже наличие безусловно данных вещей и невозможны без них. Но так как в
созерцании содержится нечто, что отнюдь не заключается в одном лишь понятии
о вещи вообще и дает субстрат, вовсе не познаваемый посредством одних лишь
понятий, а именно пространство, которое вместе со всем, что в нем
содержится, состоит из одних лишь формальных или же реальных отношений, то
я не имею права, основываясь только на том, что посредством одних лишь
понятий никакая вещь не может быть представлена без чего-то абсолютно
внутреннего, утверждать, будто и в самих вещах, подчиненных этим понятиям,
и в их созерцании нет ничего внешнего, в основе которого не лежало бы нечто
безусловно внутреннее. В самом деле, если мы отвлечемся от всех условий
созерцания, то, конечно, в одном лишь понятии нам не останется ничего,
кроме внутреннего вообще с его отношениями, благодаря которым только и
возможно внешнее. Однако эта необходимость основывается лишь на абстракции
и не имеется в вещах, поскольку они даются в созерцании с такими
определениями, которые выражают только отношения и не имеют ничего
внутреннего в своей основе, так как они не вещи сами по себе, а только
явления. И в самом деле, все, что мы знаем о материи, сводится к одним лишь
отношениям (то, что мы называем внутренними определениями материи,
внутренне лишь в относительном смысле), но тем не менее среди них есть
самостоятельные и постоянные отношения, посредством которых нам дается
определенный предмет. То обстоятельство, что если отвлечься от этих
отношений, то ничего не останется для мышления, не устраняет понятия о вещи
как явлении, а также понятия о предмете in abstracto, но устраняет всякую
возможность предмета, определимого согласно одним лишь понятиям, т. е.
ноумена. Конечно, странно слышать, что вещь целиком должна состоять из
отношений, но ведь такая вещь есть лишь явление и ее нельзя мыслить
посредством чистых категорий: она представляет собой лишь отношения чего-то
вообще к чувствам. Точно так же если мы имеем дело с одними лишь понятиями,
то мы не можем мыслить отношения вещей in abstracto иначе, как предполагая,
что одна вещь составляет причину определений другой-таково ведь само наше
рассудочное понятие об отношениях. Но так как в этом случае мы отвлекаемся
от всякого созерцания, то мы совершенно упускаем из виду способ, которым
[части] многообразного могут определять место друг для друга, а именно
упускаем из виду форму чувственности (пространство), которая, однако,
предшествует всякой эмпирической причинности.

Если под чисто умопостигаемыми предметами мы будем разуметь вещи, мыслимые
посредством одних лишь категорий, без всякой схемы чувственности, то такие
вещи невозможны. В самом деле, способ нашего чувственного созерцания, каким
нам даются предметы, есть условие объективного применения всех наших
рассудочных понятий, и если мы отвлекаемся от этого созерцания, то наши
рассудочные понятия не имеют никакого отношения к какому-нибудь объекту.
Даже если бы мы и допустили какой-нибудь иной способ созерцания кроме
нашего чувственного, то все равно наши функции мышления не имели бы
никакого значения для него. Если же под умопостигаемыми предметами мы
подразумеваем только предметы нечувственного созерцания, к которым наши
категории, конечно, неприменимы и о которых мы поэтому никогда не можем
иметь какое-либо знание (ни созерцание, ни понятие), то в этом чисто
негативном значении ноумены, разумеется, должны быть допущены: в этом
случае ноумен означает лишь, что наш способ созерцания направлен не на все
вещи, а только на предметы наших чувств и поэтому сфера его объективной
значимости ограниченна, так что остается еще место для какого-то иного
способа созерцания и, следовательно, также для вещей как объектов этого
способа созерцания.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249