Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

Уровень науки
определяется тем, насколько она способна на кризис своих основопонятий. В
таких имманентных кризисах наук отношение позитивно исследующего спрашивания
к опрашиваемым вещам само становится шатким. Повсюду сегодня в различных
дисциплинах пробудились тенденции переставить исследование на новые
основания.
Строжайшая по видимости и всего прочнее слаженная наука, математика,
впала в "кризис оснований". Борьба между формализмом и интуиционизмом
ведется за достижение и обеспечение способа первичного подхода к тому, что
должно быть предметом этой науки. Теория относительности физики происходит
из тенденции выявить свойственную самой природе взаимосвязь так, как она
состоит "по себе". Как теория условий подступа к самой природе она пытается
через определение всех релятивностей сохранить неизменность
законов движения и ставит себя тем самым перед вопросом о структуре
предданной ей предметной области, перед проблемой материи. В биологии
пробуждается тенденция выйти с вопросами за пределы определений организма и
жизни, данных механицизмом и витализмом, и заново определить бытийный род
живого как такового. В историографических науках о духе порыв к самой
исторической действительности напрямую через предание с его представлением и
традицию усилился: история литературы должна стать историей проблем.
Теология ищет более исходного, предначертанного смыслом самой веры и
остающегося внутри нее толкования бытия человека к Богу. Она начинает
понемногу снова понимать прозрение Лютера, что ее догматическая систематика
покоится на "фундаменте", который сложился не из первично верующего
вопрошания и концептуальность которого для теологической проблематики не
только не достаточна, но скрывает и искажает ее.
Основопонятия суть определения, в которых лежащая в основании всех
тематических предметов объектная область достигает предваряющей и ведущей
все позитивное исследование понятности. Свое аутентичное удостоверение и
"обоснование" эти понятия получают поэтому лишь в столь же предваряющем
сквозном исследовании самой предметной области. Поскольку же каждая из этих
областей получена из сферы самого сущего, такое предшествующее и создающее
основопонятия исследование означает ничто другое, как толкование этого
сущего на основоустройство его бытия. Такое исследование должно предварять
позитивные науки; и оно это может. Работа Платона и Аристотеля тому
доказательство. Такое основополагание наук отличается принципиально от
хромающей им вслед "логики", которая случайное состояние той или иной из них
исследует на ее "метод". Оно есть продуктивная логика в том смысле, что как
бы опережающим скачком вступает в определенную бытийную область, впервые
размыкает ее в устройстве ее бытия и подает добытые структуры в распоряжение
позитивных наук как прозрачные ориентиры для вопрошания. Так напр.,
философски первична не теория формирования понятий историографии и не теория
историографического познания, однако также и не теория истории как объекта
историографии, но интерпретация собственно историчного сущего на его
историчность. Так и позитивный урожай кантовской критики чистого разума
покоится в приготовлении к разработке того, что вообще принадлежит к
какой-либо природе, а не в "теории" познания. Его
трансцендентальная логика есть априорная предметная логика бытийной области
природа.
Но такое спрашивание -- онтология, взятая в широчайшем смысле и без
примыкания к онтологическим направлениям и тенденциям - сама нуждается еще в
путеводной нити. Онтологическое спрашивание, правда, в противоположность
онтическому спрашиванию позитивных наук исходное. Оно остается, однако само
наивно и непрозрачно, если его разыскания о бытии сущего оставляют не
разобранным смысл бытия вообще. И именно онтологическая задача некой
дедуктивно конструирующей генеалогии различных возможных способов бытия
нуждается в преддоговоренности о том, "что же мы собственно под этим
выражением 'бытие' имеем в виду ".
Бытийный вопрос нацелен поэтому на априорное условие возможности не
только наук, исследующих сущее как таким-то образом сущее и движущихся при
этом всегда уже внутри определенной бытийной понятности, но на условие
возможности самих онтологии, располагающихся прежде онтических наук и их
фундирующих. Всякая онтология, распоряжайся она сколь угодно богатой и
прочно скрепленной категориальной системой, остается в основе слепой и
извращением самого своего ее назначения, если она прежде достаточно не
прояснила смысл бытия и не восприняла это прояснение как свою
фундаментальную задачу.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220