Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время


Это выражение берется и фиксируется тут в его первичном онтологическом
значении. Античная онтология имеет образцовой почвой своего толкования бытия
внутри-мирно встречное сущее. Способом доступа к нему считается voe\v,
соотв. \6yo
поддаваться схватыванию в каком-то особенном \eye\.v (с-казывании), чтобы
это бытие заранее стало понятно как то, что оно есть и во всяком сущем уже
есть. Это всегда уже предшествующее обращение к бытию в об-суждении
(ў - б) сущего есть ка&гг yopeioOciL. Слово
значит ближайшим образом: публично обвинить, высказать нечто кому начистоту.
В онтологическом применении термин означает: как бы высказать сущему
начистоту, что оно всегда уже есть как сущее, т.е. дать для всех его увидеть
в его бытии.
Высматриваемое и видимое в таком показании есть ка&ггуорюа. Они
охватывают априорные определения сущего, по-разному открытого для
рассмотрения и обсуждения в логосе. Экзистенциалы и категории суть две
основовозможности бытийных черт. Отвечающее им сущее требует всегда разного
способа первичного опроса: сущее есть кто (экзистенция) или что (наличность
в широчайшем смысле). О взаимосвязи этих двух модусов черт бытия можно
говорить только из уже проясненного горизонта бытийного вопроса.
Во Введении было уже отмечено, что в экзистенциальной аналитике
присутствия выдвигается попутно задача, настоятельность которой едва ли
меньше чем у самого бытийного вопроса: выявление того априори, которое
должно проявиться, чтобы стал возможен философский разбор вопроса "что такое
человек". Экзистенциальная аналитика присутствия лежит до всякой психологии,
антропологии и уж подавно биологии. В отграничении от этих возможных
разысканий присутствия тема аналитики способна получить еще более отчетливые
очертания. Ее необходимость одновременно даст этим доказать себя еще
убедительнее.
10. Отграничение
аналитики присутствия от антропологии, психологии и биологии
После первой позитивной разметки темы разыскания ее воспретительная
характеристика остается все еще нелишней, хотя соображения о том, чего не
следует делать, легко становятся неплодотворными. Надлежит показать, что
прежние нацеленные на присутствие постановки вопроса и
разыскания,* без ущерба для их предметной результативности, мимо
собственной, философской проблемы промахиваются; что они тем самым, пока они
упорствуют в этом промахе, не вправе претендовать на способность вообще
достичь того, к чему по сути стремятся. Отграничение экзистенциальной
аналитики от антропологии, психологии и биологии относится только к
принципиально онтологическому вопросу. "Научно-теоретически" они неизбежно
недостаточны уже просто потому, что научная структура названных дисциплин -
не скажем "научность" работающих над их развитием - сегодня целиком и
полностью проблематична и нуждается в новых стимулах, долженствующих
возникнуть из онтологической проблематики.
В исторической ориентировке прицел экзистенциальной аналитики можно
пояснить так: Декарт, кому приписывают открытие cogito sum
как исходной базы новоевропейского философского вопрошания, исследовал
cogitare своего ego - в известных границах. Напротив sum он оставляет
полностью неразобранным, хотя оно вводится с той же исходностью что и
cogito. Аналитика ставит онтологический вопрос о бытии этого sum. Если оно
определено, то способ бытия его cogitationes становится впервые уловим.
Конечно, это пояснение цели аналитики историческим примером вместе с
тем обманчиво. Одной из ее первых задач будет доказать, что введение
ближайшей данности Я и субъекта в принципе промахивается мимо феноменального
состава присутствия. Всякая идея "субъекта" онтологически влечет за собой -
если не очищена предшествующим определением онтологического основания -
введение еще и subiectum (unoKei^ievov), с каким бы воодушевлением при этом
ни восставали против "душевной субстанции" или "овеществления сознания".
Вещность сама нуждается прежде в выявлении своего онтологического
происхождения, чтобы можно было спросить, что же надо все-таки позитивно
понимать под неовеществленным бытием субъекта, души, сознания, духа,
личности. Эти титулы все именуют определенные, "формабельные" области
феноменов, но их применению всегда сопутствует странное отсутствие
потребности спросить о смысле означенного ими сущего. Дело поэтому никак не
в своеволии терминологии, если мы избегаем этих титулов, равно как выражений
"жизнь" и "человек", для обозначения сущего, которое есть мы сами.
А с другой стороны в верно понятой тенденции всей научной серьезной
"философии жизни" - слово звучит как ботаника растений - неявно лежит
тенденция к пониманию бытия присутствия.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220