Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время


Схематически исследовательская работа Дильтея делится на три области:
штудии по теории наук о духе и их отграничению от наук о природе;
исследования по истории наук о человеке, обществе и государстве усилия по
созданию психологии, в которой должен быть доведен до представления "цельный
факт человека". Научно-теоретические, научно-исторические и
герменевтически-психологические исследования постоянно взаимопроникают и
пересекаются. Где одно направление взгляда преобладает, другие тоже уже
выступают мотивом и средством. Что воспринимается как расщепленность и
неуверенные, случайные "пробы", есть стихийная обеспокоенность единой целью:
довести "жизнь" до философской понятности и обеспечить этому пониманию
герменевтический фундамент из "самой жизни". Все центрируется в
"психологии", которая призвана понять "жизнь" в ее исторической взаимосвязи
развития и воздействия как способ, каким человек есть, как возможный предмет
наук о духе и тут же как корень этих наук. Герменевтика есть самопрояснение
этого понимания и лишь в производной форме методология историографии.
Дильтей, правда, с вниманием к современной ему дискуссии, односторонне
оттеснившей в область теории науки его собственные исследования по
обоснованию наук о духе, неоднократно ориентировал свои публикации в этом
направлении. "Логика наук о духе" для него настолько же не центральна,
насколько его "психология" разрабатывается не "только" как совершенствование
позитивных наук о психическом.
Наиболее свою Дильтею философскую тенденцию в переписке с его другом,
графом Йорком, этот последний однажды недвусмысленно доводит до
выраженности, указывая на "общий для нас интерес, понять историчность"
[курс. авт.]. Освоение дильтеев-ских исследований, теперь впервые делающихся
доступными в полном объеме, требует настойчивости и
конкретности принципиального размежевания. Для тщательного
разбора проблем, которыми он был движим, и того, как он был ими движим,
здесь нет места. Взамен этому предварительно обозначим некоторые центральные
идеи графа Йорка через выборку характерных мест переписки.
Тенденция Йорка, живая в общении с проблематикой и работой Дильтея,
показывает себя именно в его отношении к задачам основополагающей
дисциплины, аналитической психологии. Он пишет по поводу академического
трактата Дильтея "Идеи к описательной и расчленяющей психологии" (1894):
"Самоосмысление как первичное средство познания, анализ как первичный
познавательный прием получают прочную опору. Отсюда формулируются тезисы,
верифицируемые собственной данностью. Не делается дальнейшего шага к
критическому разложению, прояснению и тем самым внутреннему опровержению
конструктивной психологии и ее допущений" (Bricfw. с. 177). "...Отказ от
критического разложения = прослеживания психологического генезиса в деталях
и во вторгающейся проработке стоит на мой взгляд в связи с понятием и
местом, какое Вы отводите теории познания" (с. 177). "Объяснение
неприменимости -- факт установлен и доведен до ясности -- дает только теория
познания. Она должна отдать отчет об адекватности научных методов, она
должна обосновать учение о методе, вместо того как теперь методы
заимствуются -- должен сказать, на авось -- из отдельных областей" (с. 179
ел.).
В этом требовании Йорка - по существу требовании шагающей впереди наук
и ведущей их логики, какою была платоновская и аристотелевская, -- лежит
задача позитивно и радикально разработать различные категориальные структуры
сущего, которое есть природа, и сущего, которое есть история (присутствия).
И. находит, что разыскания Д. "слишком мало подчеркивают родовое различие
между онтическим и историческим" (с. 191) [курс. авт.]. "В особенности
задействуется как метод наук о духе прием сравнения. Здесь я расхожусь с
Вами... Сравнение всегда эстетично, всегда держится фигуры. Виндельбанд
предписывает истории фигуры. Ваше понятие типа идет
целиком изнутри. Речь тут о характерах, не о фигурах. Для него история: ряд
образов, отдельных фигур, эстетическое требование. Для естествоиспытателя
рядом с наукой именно и остается как род средства человеческого успокоения
только эстетическое наслаждение. Ваше понятие истории это ведь сцепление
сил, силовых единств, к которым категория: фигура должна быть применима лишь
в меру метафорики" (с. 193).
Из уверенного инстинкта к "различию онтического и исторического" И.
видит, как прочно традиционное историческое исследование держится еще внутри
"чисто окулярных определений" (с. 192), имеющих целью телесное и фигурное.
"Ранке это большой окуляр, от которого что ускользнуло, не может стать
действительностью.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220