Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

Время должно быть способно как бы вбирать дух.
А тот опять же должен быть родствен времени и его существу. Отсюда разбору
подлежит двоякое:

1. как Гегель очерчивает существо времени?

2. что принадлежит к существу духа, что делает для него возможным
"упасть во время"?
Ответ на эти два вопроса послужит лишь контрастному прояснению
предшествующей интерпретации присутствия как временности. Он не делает
заявки на хотя бы лишь относительно полную трактовку проблем, необходимо
оказывающихся задетыми у Гегеля. Тем более что в нем нет и мысли
"критиковать" Гегеля. Отграничение изложенной идеи временности от
гегелевского понятия времени напрашивается прежде всего потому, что
гегелевское понятие времени представляет радикальнейшее и слишком мало
замеченное концептуальное оформление расхожей понятности времени.
а) Гегелевское понятие времени
"Системное место", в котором проводится философская интерпретация
времени, может считаться критерием ведущей при этом основоконцепции времени.
Первое дошедшее в традиции тематически подробное толкование расхожей
понятности времени находится в "Физике" Аристотеля, т.е. во взаимосвязи
онтологии природы. "Время" стоит рядом с "местом" и
"движением".
У Гегеля в верности традиции анализ времени находит себе место во
второй части его "Энциклопедии философских наук", носящей титул: Философия
природы. Первый раздел трактует механику. Его первая часть посвящена разбору
"пространства и времени". Они суть "абстрактное друг-вне-друга".
Хотя Гегель ставит рядом пространство и время, но это делается не
просто в поверхностном присоединении: пространство, "а также время". "С этим
'а также' философия воюет". Переход от пространства к времени означает не
взаимную увязку трактующих их параграфов, но "пространство само переходит".
Пространство "есть" время, т.е. время есть "истина" пространства. Если
пространство диалектически помыслено в том, что оно есть, то это бытие
пространства открывается по Гегелю как время. Как надо мыслить пространство?
Пространство есть "неопосредуемое безразличие вне-себя-бытия природы".
Это означает: пространство есть абстрактная множественность различаемых в
нем точек. Пространство ими не разрывается, но не из них оно и возникает,
тем более не способом их сложения. Пространство, различаемое через
различимые точки, которые сами суть пространство, со своей стороны
оказывается безразличным. Различия сами имеют характер того, что они
различают. Но точка все же, поскольку она вообще что-то различает в
пространстве, есть отрицание пространства, однако так, что она как это
отрицание сама (точка ведь пространство) остается в пространстве. Точка не
выделяется как нечто другое пространству из этого последнего. Пространство
есть безразличное друг-вне-друга точечной множественности. Пространство
однако не точка, но, как говорит Гегель, "точечность". На этом
основан тезис, в котором Гегель продумывает пространство в его истине, т.е.
как время: "Отрицательность, относящаяся как точка к пространству и в нем
развивающая свои определения как линия и поверхность, есть однако в сфере
вне-себя-бытия равным образом для себя и свои определения в нем полагая
опять же вместе с тем как в сфере вне-себя бытия, являясь при этом
безразличной к спокойному рядом-друг-с-другом. Так для себя положенная, она
есть время".
Если пространство представляется, т.е. непосредственно разглядывается в
безразличном состоянии его различий, то отрицания как бы просто даны. Это
представление однако еще не схватывает пространства в его бытии. Это
возможно лишь в мышлении как в прошедшем через тезис и антитезис и их
снимающем синтезе. Пространство помыслено, и тем самым схвачено в его бытии
только тогда, когда отрицания не просто остаются пребывающими в их
безразличии, но снимаются, т.е. сами отрицаются. В отрицании отрицания (т.е.
точечности) точка полагает себя для себя и выступает тем самым из
безразличия пребывания. Как для себя положенная она отличается от той и
этой, она уже не эта и еще не та. С самополаганием для себя самой она
полагает одно-за-другим, в котором она встает, сферу вне-себя-бытия, которая
отныне есть сфера отрицаемого отрицания. Снятие точечности как безразличия
означает уже-не-оставленность-лежать в "парализованном покое" пространства.
Точка "раздвигается" в отношении всех других точек. Это отрицание отрицания
как точечности есть по Гегелю время. Если это рассуждение вообще призвано
иметь показуемый смысл, то не может иметь в виду ничего другого как:
себя-для-себя-полагание каждой точки есть теперь-здесь, теперь-здесь и так
далее.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220