Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

Отсюда становится вполне ясно, что зов
совести, взывая к способности быть, не выдвигает никакого пустого идеала
экзистенции, но вызывает в ситуацию. Эта
экзистенциальная позитивность верно понятого зова совести дает вместе с тем
видеть, насколько ограничение тенденции зова случившимися и наметившимися
провинностями упускает размыкающий характер совести и лишь по видимости учит
нас конкретному пониманию ее голоса. Экзистенциальная интерпретация
понимания призыва как решимости раскрывает совесть как заключенный в основе
присутствия бытийный модус, в каком оно само себе - засвидетельствуя самую
свою бытийную способность -делает возможной свою фактичную экзистенцию.
Этот выявленный пол титулом решимости феномен вряд ли можно будет
спутать с пустой "установкой" и с неопределенной "наклонностью". Решимость
не сначала, ознакомляясь, представляет себе ситуацию, но себя в нее уже
поставила. Как решившееся присутствие уже поступает. Мы избегаем термина
"действовать" намеренно. Ибо во-первых его все-таки опять же пришлось бы
осмысливать так широко, чтобы активность охватывала и пассивность
сопротивления. Кроме того, он подсовывает онтологическое лжепонимание
присутствия, как бы решимость это особый поступок практической способности в
противоположность теоретической. Забота как озаботившаяся заботливость
однако так исходно и полно охватывает бытие присутствия, что в разделении
теоретического и практического поведения она всегда уже должна
предполагаться как целое и не может впервые выстраиваться из этих
способностей с помощью неизбежно беспочвенной, ибо экзистенциально
необоснованной диалектики. Решимость же есть лишь в заботе озаботившая и как
забота возможная собственность самой заботы.
Представить фактичные экзистентные возможности в их главных чертах и
взаимосвязях и интерпретировать их экзистенциальные структуры входит в круг
задач тематической экзистенциальной антропологии. Для
фундаментально-онтологической цели настоящего исследования довольно
экзистенциального очерка собственной бытийной способности,
засвидетельствованной в совести, из самого присутствия для него самого.
С разработкой решимости как молчаливого, готового к ужасу бросания себя
на самое свое бытие виновным, разыскание оказывается в состоянии очертить
онтологический смысл искомой собственной способности-быть-целым.
Собственность присутствия не есть теперь ни голый титул ни измышленная идея.
Но даже и так экзистенциально дедуцированное собственное бытие к смерти как
собственная способность быть целым остается еще чисто экзистенциальным
наброском, которому недостает присутствиеразмерного засвидетельствования.
Лишь когда оно будет найдено, разыскание удовлетворит требуемому его
проблематикой выявлению экзистенциально выверенной и проясненной собственной
способности быть целым. Ибо только тогда, когда это сущее станет
феноменально доступно в его собственности и полноте, вопрос о смысле бытия
этого сущего, к чьей экзистенции принадлежит понятность бытия вообще,
вступит на надежную почву.
Третья глава
Собственная способность присутствия быть целым
и временность как онтологический смысл заботы
61. Предразметка
методического шага от очерчивания собственного присутствиеразмерного
целого-бытия к феноменальному высвобождению
временности.
Была экзистенциально набросана собственная способность присутствия
быть целым. Разбор этого феномена раскрыл собственное
В направлении этой проблематики впервые К. Ясперс отчетливо осмыслил и
специально проработал задачу учения о мировоззрении. Ср. его Психологию
мировоззрений, 3-е изд., 1925. Здесь то, "что есть человек", поставлено как
вопрос и определено из того, чем он сущностно способен быть (ср. Предисловие
к 1-му изд.). Отсюда становится ясно основособытие к смерти как
заступание. В ее экзистентном засвидетельствовании
собственная бытийная способность присутствия была выявлена и вместе с тем
экзистенциально интерпретирована как решимость. Как надо соотносить эти два
феномена? Не привел ли онтологический набросок собственной способности
целобытия в измерение присутствия, далеко отстоящее от феномена решимости?
Что общего может иметь смерть с "конкретной ситуацией" деятельности? Не
уведет ли попытка насильственно сцепить решимость и заступание к нетерпимой,
совершенно нефеноменологической конструкции, которая даже не посмеет уже
претендовать для себя на характер феноменально обоснованного онтологического
наброска?
Внешнее связывание обоих феноменов само собой воспрещено. Еще остается,
как методически единственно возможный

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220