Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

Христианская
дефиниция была в ходе Нового времени детеологизирована. Но идея
"трансценденции", что человек есть нечто перехлестывающее через себя, имеет
свои корни в христианской догматике, о которой никто не захочет сказать, что
она когда-либо делала онтологически проблемой бытие человека. Эта идея
трансценденции, по которой человек больше чем разумное существо,
воздействовала в различных видоизменениях. Ее происхождение можно
проиллюстрировать на следующих цитатах: "His praeclaris dotibus excelluit
prima hominis conditio, ut ratio, intelligentia, prudentia, iudicium non
modo ad terrenae vitae gubemationem suppeterent, sed quibus transcenderet
usque ad Deum et aeternam felicitatem". "Тем, что человек восклоняется до
Бога и Его Слова, он показывает ясно, что по своей природе он как-то теснее
прирожден Богу, как-то больше в Него пошел, имеет с Ним какую-то связь, и
все это без сомнения из того проистекает, что он сотворен по образу Божию".
Релевантные для традиционной антропологии истоки, греческая дефиниция и
теологическая путеводная нить, показывают, что через определение сущности
сущего "человек" вопрос о его бытии оказывается забыт, это бытие берется
скорее как "самопонятное" в смысле наличествования прочих сотворенных вещей.
Обе эти путеводные нити переплетаются в новоевропейской антропологии с ее
методическим отправлением от res cogitans, сознания, взаимосвязи
переживания. А поскольку cogitationes остаются онтологически тоже
неопределенными, соотв. опять же имплицитно берутся "само собой разумеется"
за некую "данность", "бытие" которой не подлежит никакому вопросу,
антропологическая проблематика остается в своих решающих онтологических
основаниях неопределенной.
То же самое не менее верно о "психологии", чья антропологическая
тенденция сегодня обозначилась недвусмысленно. Недостающий онтологический
фундамент не может быть заменен также и тем, что антропологию и психологию
встраивают в общую биологию. В порядке возможного осмысления и толкования
биология как "наука о жизни" фундирована в онтологии
присутствия, хотя и не исключительно в ней. Жизнь есть свой
особый образ бытия, но по сути доступный только в присутствии. Онтология
жизни осуществляется на пути привативной интерпретации; ею определяется то,
что должно быть, чтобы могло быть нечто такое как просто-только-жизнь. Жизнь
не есть ни чистое наличествование, ни однако же и присутствие. Присутствие
опять же никогда не получится онтологически определить, установив его как
жизнь (онтологически неопределенную) - и сверх того еще что-то другое.
Указанием на отсутствие в антропологии, психологии и биологии
однозначного, онтологически достаточно обоснованного ответа на вопрос об
образе бытия этого сущего, которое есть мы сами, никакого суждения о
позитивной работе этих дисциплин не вынесено. С другой стороны однако надо
снова и снова доводить до сознания, что эти онтологические основания никогда
не могут быть гипотетически выведены из эмпирического материала, что они
напротив всегда уже "присутствуют" и тогда, когда эмпирический материал
просто еще собирается. Что позитивное исследование этих оснований не видит и
принимает их за самопонятные, не доказательство тому, что они не лежат в
основании и не в более радикальном смысле проблематичны, чем способен быть
любой тезис позитивной науки.
11. Экзистенциальная
аналитика и интерпретация первобытного присутствия. Трудности получения
"естественного понятия мира "
Интерпретация присутствия в его повседневности однако не тожественна
описанию первобытной ступени присутствия, знание которой может быть
эмпирически добыто антропологией. Обыденность не совпадает с первобытностью.
Обыденность есть напротив бытийный модус присутствия и тогда и именно тогда,
когда присутствие движется в высокоразвитой и
дифференцированной культуре. С другой стороны и у первобытного присутствия
есть свои возможности необыденного бытия, есть своя специфическая
повседневность. Ориентация анализа присутствия на "жизнь первобытных
народов" может иметь позитивное методическое значение, поскольку
"первобытные феномены" часто менее скрыты и усложнены каким-то уже далеко
зашедшим самотолкованием соотв. присутствия. Первобытное присутствие говорит
часто прямее из исходного погружения в ''феномены" (взятые в
дофеноменологическом смысле). Его, глядя от нас, возможно беспомощные и
грубые понятия могут позитивно способствовать генуинному выявлению
онтологических структур феноменов.
Но до сих пор знание о первобытных предоставляется нам этнологией.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220