Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

Бытие-в-мире есть конечно a priori необходимое
устройство присутствия, но далеко не достаточное чтобы вполне определить его
бытие. До тематического раздельного анализа трех выделенных феноменов
попытаемся дать ориентирующую характеристику названного последним
конститутивного момента.
Что значит бытие-в? Ближайшим образом мы дополняем выражение до бытия
"в мире" и склонны понимать это бытие-в как "бытие в...".
Этим термином именуется способ бытия сущего, которое есть "в" каком-то
другом, как вода "в" стакане, одежда "в" шкафу. Мы подразумеваем под этим
"в" отношение бытия двух протяженных "в" пространстве сущих друг к другу по
их месту в этом пространстве. Вода и стакан, одежда и шкаф суть одинаково
"в" пространстве "при" месте. Это бытийное отношение можно расширить, напр.:
скамья в аудитории, аудитория в университете, университет в городе и т.д.
до: скамья "в мировом пространстве". Эти сущие, бытие которых одного-"в"
-другом поддается такому определению, все имеют тот же способ наличного
бытия, что вещи, встречающие "внутри" мира. Наличие "в" чем-то наличном,
соналичие в чем-то того же бытийного рода в смысле определенной
пространственной соотнесенности суть онтологические черты, именуемые у нас
категориальными, такими, которые принадлежат сущему неприсутствиеразмерного
образа бытия.
Бытие-в подразумевает напротив бытийное
устройство присутствия и есть экзистенциал. Но тогда тут нельзя думать о
наличном бытии телесной вещи (человеческого тела) "в" наличном сущем.
Бытие-в тем менее означает пространственное "друг-в-друге" наличных вещей,
что "in" исходно имеет не смысл пространственного отношения названного рода;
"in" идет от корня innan-, селиться, обитать, пребывать; "an" значит: я
привык, доверился, ухаживаю за чем; оно имеет значение colo в смысле habito
и diligo. Сущее, которому присуще бытие-в в этом смысле, мы характеризуем
как сущее, которое всегда есмь я сам. Выражение "bin", "есмь", связано с
"bei", "при", и значит опять же: я обитаю, пребываю при... в мире так и так
вот освоенном. Быть,* понятое как инфинитив от "я есмь", т.е. как
экзистенциал, значит обитать при..., быть доверительно близким с... Бытие-в
есть соответственно формальное экзистенциальное выражение бытия
присутствия,* имеющего сущностное устройство бытия-в-мире.
"Бытие при" мире в еще точнее истолкуемом смысле растворения в мире
есть экзистенциал, фундированный в бытии-в. Поскольку в настоящих анализах
дело идет об увидении исходной бытийной структуры присутствия, соразмерно
феноменальному содержанию которой должны артикулироваться бытийные понятия,
и поскольку эта структура в принципе не уловима через традиционные
онтологические категории, к ''бытию при" тоже надо еще
присмотреться. Мы снова избираем путь отмежевания от онтологически сущностно
иного - т.е. от категориального бытийного отношения, выражаемого теми же
средствами языка. Такие феноменальные актуализации легко смазываемых
онтологических различий надо проводить намеренно, даже рискуя разбирать
"само собой разумеющееся". Состояние онтологической аналитики показывает
однако, что мы далеко не удовлетворительно "схватываем" это само собой
разумеющееся и еще реже толкуем его в бытийном смысле и еще меньше
располагаем адекватными структурными понятиями надежного чекана.
"Бытие при" мире как экзистенциал никогда не подразумевает какого-то
совместно-наличного-бытия случающихся вещей. Не существует никакой
"рядоположности" одного сущего, именуемого "присутствие", и другого сущего,
именуемого "мир". Совместность двух наличных вещей мы правда иногда словесно
напр. так выражаем: "стол стоит 'при' двери", "стул 'касается' стены". О
касании, беря строго, тут никак не может быть речи, а именно не потому, что
в конце концов при более точной проверке между стулом и стеной удается
констатировать промежуточное пространство, а потому что стул в принципе,
будь даже промежуточное пространство равно нулю, не может касаться стены.
Предпосылкой такому было бы допущение, что стена способна встретиться "для"
стула. Сущее способно касаться наличного внутри мира сущего только если
изначально имеет бытийный образ бытия-в, - если с его бытием-вот ему уже
открыто нечто подобное миру, из которого сущее может раскрыться в касании,
став так доступным в своем наличествовании. Два сущих, которые наличны
внутри мира и сверх того сами по себе безмирны, никогда не могут друг друга
"касаться", ни одно не может "быть" "при" другом. Добавление: "сверх того
безмирны" опускать нельзя, поскольку и сущее, которое не безмирно, напр.
само присутствие, тоже наличествует "в" мире, точнее сказать: с известным
правом в известных границах может быть воспринято как лишь
наличное.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220