Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время


Если однако мы вспомним о том, что пространственность явно
со-конституирует внутримирно сущее, то в итоге все же какое-то "спасение"
Картезиева анализа "мира" становится возможно. С радикальным выдвижением
extensio как praesuppositum для всякой определенности res согрогеа Декарт
работал на понимание того априори, содержание которого потом проникновеннее
фиксировал Кант. Анализ extensio остается в известных границах независим от
упущения специальной интерпретации бытия протяженного сущего. У выставления
extensio как основоопределенности "мира" есть свое феноменальное право, хотя
в обращении к ней ни пространственность мира, ни ближайшим образом открытая
пространственность встречного в окружающем мире сущего, ни тем более
пространственность самого присутствия онтологически схвачены быть не могут.
В. Окружное окружающего мира и
пространственность присутствия
В контексте первого наброска бытия-в (сравни
12) требовалось отграничить присутствие от способа бытия в
пространстве, именуемого нами внутриположностью. Она означает: сущее, само
протяженное, замкнуто протяженными границами протяженного.
Внутриположно-сущее и замыкающее оба наличны в пространстве. Отвод такой
внутриположности присутствия в пространственном вместилище должен был однако
не исключить в принципе всякую пространственность присутствия, но только
держать свободным путь к увидению конститутивной для присутствия
пространственности. Ее теперь надо выявить. Поскольку однако внутримирно
сущее тоже находится в пространстве, его пространственность будет стоять в
онтологической связи с миром.* Отсюда нужно определить, в каком
смысле пространство есть конститутив мира, со своей стороны
характеризованного как структурный момент бытия-в-мире. Особенно следует
показать, как окружное окружающего мира, специфическая пространственность
встречающего в окружающем мире сущего сама фундирована
через мирность мира, а не наоборот мир со своей стороны наличен в
пространстве. Разыскание пространственности присутствия и пространственной
определенности мира берет свое начало в анализе внутримирно подручного в
пространстве. Рассмотрение пробегает три ступени:

1. пространственность внутримирно подручного (
22),

2. пространственность бытия-в-мире (
23),

3. пространственность присутствия и пространство ( 24).
22. Пространственность
внутримирно подручного
Если пространство в каком-то еще подлежащем определению смысле
конституирует мир, то не может удивлять, если мы уже в предыдущей
онтологической характеристике бытия внутримирного сущего должны были иметь
последнее в виду и как внутрипространственное. До сих пор эта
пространственность подручного не схвачена феноменально отчетливо и не
прояснена в ее сцеплении с бытийной структурой подручного. В этом теперь
задача.
В каком смысле мы уже при характеристике подручного натолкнулись на его
пространственность? Речь шла о ближайше подручном. Это означает не только
сущее, встречающее всякий раз сначала прежде другого, но подразумевает
вместе с тем сущее, которое "вблизи". Подручное повседневного обихода имеет
характер близости. При точном рассмотрении эта близость средства уже
намечена в термине, выражающем его бытие, в "подручности". Сущее "под рукой"
имеет всегда разную близость, которую не установить измерением отстояний.
Эта близость управляется усматривающе "рассчитывающим" орудованием и
употреблением. Усмотрением озабочения то, что таким способом близко,
фиксируется вместе и в аспекте направления, в каком средство всякий раз
доступно. Направленная близость средства означает, что оно не просто, где-то
наличное, имеет свое место в пространстве, но как средство по своему
существу уместно и размещено, выставлено, прибрано. Средство имеет свое
место, или же оно "валяется", что надо принципиально
отличать от голой преднесенности в произвольном пространственном пункте.
Место как место этого средства для... определяется всякий раз из целого
направленных одно на другое мест подручной в окружающем мире взаимосвязи.
Место и множественность мест нельзя истолковывать как где произвольного
наличия вещей. Место есть всякий раз определенное "туда" и "сюда"
принадлежности средства. Та или иная туда-принадлежность
отвечает характеру средства у подручного, т.е. его соразмерной имению-дела
принадлежности к целому средств. В основании разместимой принадлежности
целого средств лежит опять же как условие ее возможности то куда вообще,
внутри которого взаимосвязи средств отведена целость мест.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220