Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.


Но с этим связано то, что раздельность внутренне связана здесь с
взаимопроникновением. Существо отношения "я-ты" никоим образом не может быть
подведено под понятие чисто "внешнего" отношения, наподобие, напр.,
отношения между двумя раздельными телами. Оно есть, напротив, "общение"; но
это столь привычное нам слово само таит загадку, смысл которой может быть
как-то разгадан, стать нам понятным только через анти-комистическое понятие
взаимопроникновения при раздельности - взаимопроникновения раздельного.
Отношение "я-ты" в каком-то смысле содержит в себе момент "встречи",
движения из двух разных точек в направлении друг к другу, ибо здесь
скрещиваются, как указано, две динамические потенции, действующие во взаимно
противоположном направлении навстречу друг другу. Но, с другой стороны, мы
уже видели, что эта встреча сама была бы невозможна, если бы "я" и "ты" не
сопринадлежали искони друг другу, если бы они не были искони одно у другого,
одно при другом. Это бытие одного с другим, одного при другом не есть
простое соседство и взаимодействие, даже если мы возьмем эти отношения как
внутренне переживаемые, сами себе открывающиеся, сущие для самих себя.
Действие на меня камня, который ударяется о мое тело и вызывает во мне боль
и досаду, есть нечто совершенно иное, чем любое, даже самое
антагонистическое отношение "я-ты". Ибо первый из этих процессов
испытывается и переживается мною в той форме, что "действие" "извне" на меня
некой реальности имеет своим последствием некоторые иные, с этой реальностью
ничего общего не имеющие явления "внутри" меня, т.е. в моем непосредственном
самобытии; другими словами, при этом сохраняется во всей своей силе различие
между тем, что "вне", и тем, что "внутри". Два тела - и, общее говоря, две
предметные реальности - остаются при всей интимности и глубине им
взаимодействия друг для друга все же двумя раздельными, внешними одно в
отношении другого, т.е. непроницаемыми реальностями.
Нечто совершенно иное мы имеем в отношении "я-ты,", как оно нам
непосредственно открывается в его подлинном существе. Существенный признак
отношения "я-ты" состоит именно в том, что - при строго сохраняемой, никогда
не исчезающей раздельности - в нем все же властвует некое подлинно
внутреннее единство. Это единство по существу своему остается двуединством;
где, как, напр., в экстатически-мистическом погружении в абсолютное и
растворении в нем, теряется сама двойственность, там вместе с нею исчезает и
само отношение "я-ты". Но это двуединство есть вместе с тем глубоко
внутреннее, до самых корней проникающее подлинное единство: "взаимодействие"
осуществляется здесь в форме взаимопроникновения. Бытие одного с другим,
действие одного на другое есть здесь бытие одного для другого; а это бытие
одного-для-другого есть тем самым - несмотря на раздельность - бытие
одного-в-другом. Сама реальность "другого" - само "ты" - проникает в меня;
само "ты" есть для меня, переживается мною, открывается мне внутри меня -
хотя и как реальность, внешняя по отношению ко мне. Или, с другой стороны, я
при этом "трансцендирую", выхожу за пределы "меня самого", я переживаю "ты"
как внешнюю - в отношении меня реальность; но в силу того, что я ее
переживаю, она вместе с тем принадлежит к составу моей жизни, моего
непосредственного самобытия (хотя в самом этом составе оно есть "иное, чем я
сам", - именно "ты"). Лишь поскольку я рассматриваю "ты"
предметно-пространственно, в качестве "чужого тела" и сопринадлежащей к нему
"чужой души", оно с однозначной явственностью стоит для меня "вне" меня в
буквальном, именно пространственном смысле слова: "в другом месте", чем "я";
не, взятое в этом смысле, оно вообще уже не есть "ты", а в лучшем случае
лишь "он". В качестве же "ты - в качестве содержания непосредственно
переживаемого самобытия, в котором мне открывается иная, другая, вне меня
сущая реальность, - оно вместе с тем находится во мне. Как уже было указано
выше (в конце прошлой главы), это есть нечто совсем иное, чем
трансцендирование в познавательной инстанции; ибо в последнем я есмь лишь
исходная точка или носитель исходящего из меня "светового луча", который
"освещает", "открывает" для меня некую реальность, однозначно сущую вне
меня, причем в остальных отношениях я, как непосредственное самобытие,
остаюсь при самом себе, внутри самого себя, как и предметная реальность
остается вне меня; я только извне соприкасаюсь с ней через мой "взор", через
"луч познания". Здесь же, напротив, мы имеем дело с реальным
трансцендированием непосредственного самобытия, с его реальным выхождением
из самого себя и проникновением в другое (в "другого" - в "ты"); и это
трансцендирование означает вместе с тем реальное проникновение в меня чужой
реальности.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192