Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

В этом смысле, нет лучшего и более простого опровержения мнения,
отождествляющего реальность с предметной действительностью - с той картиной
бытия, которая открывается нам путем интеллектуально-логического
истолкования реальности и сведения к его сухой системе выразимых в понятиях
определенностей, - как простая ссылка на тот образ и характер реальности,
какой нам дан в эстетическом опыте. Здесь нет надобности развивать это
подробнее. Мы можем сослаться здесь на то, что было уже развито нами в
анализе понятия "реальности" во всей ее глубине и полноте - в ее отличии не
только от предметного бытия, но и от безусловного бытия (гл. III, 4). Все
примеры, которыми мы иллюстрировали там это понятие реальности как единства,
объемлющего внутреннюю жизнь познающего с содержанием познаваемого, как
всеобъемлющую полноту конкретности, были заимствованы, собственно, из
эстетической сферы или из области опыта, соприкасающегося с опытом
эстетическим. Реальность в ее непосредственной конкретной полноте, глубине и
жизненности - и реальность, о которой нам дает знать эстетический опыт, в
известном смысле (детали этого отношения мы должны оставить здесь в стороне)
совпадают между собой.
Это непосредственно приводит нас к тому соотношению, в связи с
проблематикой которого мы должны были затронуть явление "красоты". Красота
есть непосредственное и наглядно наиболее убедительное свидетельство некого
таинственного сродства между "внутренним" и "внешним" миром - между нашим
внутренним и непосредственным самобытием и первоосновой внешнего,
предметного мира. Это единство нам непосредственно раскрывается - или,
вернее, мы имеем некое внешнее обнаружение этого искомого глубинного
единства - во всяком эстетическом опыте; эстетический опыт убеждает нас, что
такое единство есть, должно и может быть найдено - вопреки
неустранимо-очевидному фактическому разладу и раздору между этими двумя
мирами.
Вернемся еще раз к тому основоположному факту, что красота (в природе и в
искусстве) необходимо выразительна, что она выражает что-то (и мы знаем
теперь, что именно: саму реальность в ее непостижимости, в каком-либо
конкретном ее аспекте). "Выразительность" красоты означает, другими словами
(ср. гл. VI, 1), что в ней нечто "внутреннее" ("выражаемое") в реальности
открывается во "внешнем" (в "выражающем"), - означает то самое первичное, ни
к чему иному не сводимое соотношение между "внутренним" и "внешним"
("наружным") слоем реальности, которое мы нашли в откровении "ты". Все
"прекрасное", все открывающееся в эстетическом опыте испытывается как нечто
сродное в этом смысле живому, одушевленному существу - как нечто сродное
нашему собственному внутреннему самобытию. Оно есть нечто "душеподобное", -
нечто, имеющее какое-то "внутренее содержание", "внутреннюю реальность",
которая выражает или открывает себя во внешнем облике наподобие того, как
наша "душа" - или обращенное к нам "ты" - "выражает" себя в мимике, взгляде,
улыбке, слове. Прекрасное (в природе и в искусстве) "говорит" нам что-то,
"дает нам знать", подает знак о некой тайной, скрытой, живой глубине
реальности; и мы в каком-то смысле,"общаемся" с прекрасным - с красотой
ландшафта или прекрасного лица, с картиной, статуей, собором, музыкальным
произведением, - как мы общаемся с другом, с близким; мы усматриваем во
внешней реальности что-то сродное нашей интимной глубине, нашему потаенному
самобытию; и в момент эстетического наслаждения мы перестаем чувствовать
себя одинокими, а, напротив, находим в окружающей нас внешней реальности
некую исконную "родину" для нашей "души", этой одинокой скиталицы в
предметном мире.
Конечно, у позитивистически настроенного - т.е. ориентированного на
признание одной лишь предметной действительности - читателя уже давно готово
привычное, трафаретное возражение на этот ход мыслей. В эстетическом
переживании - говорят нам - мы предаемся некой иллюзии; мы непроизвольно
"переносим" наши собственные чувства, настроения, эмоции на объект - на
природу или художественное произведение, - "вкладываем" их в объект,
"одушевляем" его. Поэтому как искусство и художественное творчество, так и
восприятие красоты есть нечто подобное игре ребенка - забава перенесения
себя в воображаемый, выдуманный мир. Для этого возражения от чисто
обывательского здравого смысла услужливая философская мысль (в особенности
немецкая на рубеже 19 - 20 веков) изготовила соответствующую теорию так наз.
"Einfьhlung" - "вчувствования", или "одушевления". Нам нет надобности
входить в подробное обсуждение этого трафаретного возражения "здравого
смысла" и соответствующей ему эстетической теории (в многообразии ее
вариантов, не затрагивающем, однако, iauaai существа установки).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192