Библиотека >> Непостижимое.
Скачать 333.59 Кбайт Непостижимое.
Если не смешивать конкретное содержание или состав (Gehalt) с
логически определимым в понятии отвлеченным содержанием (Inhalt), то можно сказать, что совершенно бессодержательная (в смысле конкретного содержания), неопределенная или пустая реальность вообще немыслима; реальность есть всегда конкретная полнота, т.е. "содержит" в себе что-то, "содержательна". Реальность "ты" "дает мне знать" о себе, поскольку она "выражает" себя и именно тем раскрывает для меня - во взоре, мимике, слове, улыбке и т.п. - одновременно - по крайней мере частично - и свое качественное содержание в данный момент. Сознавая, что она есть, я одновременно, хотя бы лишь смутно и частично, узнаю, и что она есть. Не иначе обстоит дело и с откровением Божьего "ты" или с явлением Бога как "ты". Когда абсолютное первоначало всякой реальности и ценности, Божество, открывается мне, "дает" мне "знать" о своем присутствии, с этим бывает неразрывно связано и живое конкретное откровение - хотя большей частью лишь в форме смутного "чуяния" - и его содержания, - того, что или кто мне при этом открывается. Это ни в малейшей мере не противоречит абсолютной непостижимости существа Бога. Ибо то, что при этом мне открывается, открывается именно как абсолютно-непостижимое - как бездонная глубина или необъятная полнота (ведь и полнота конкретного содержания всякого "ты", собственно, остается непостижимой). Но эта непостижимость не препятствует тому, чтобы мы могли при этом воспринять более или менее ясно (или смутно) и выражение некоторых положительных моментов конкретного содержания этой непостижимой реальности. Когда Бог нам "открывается", он тем самым "дает нам знать" не только о своем присутствии, но и о своем существе (уже потому, что "присутствие" или "бытие" в нем совпадает с "существом"), он "говорит нам", "выражает себя", "обращается" к нам, "действует" на нас так, что мы за пределами его абсолютности и непостижимости либо смутно, либо более или менее отчетливо узнаем если и не его общее конкретно-положительное существо, то обращенный к нам его "голос", его "слово", то, чего он хочет или требует от нас, к чему он нас призывает, как он "относится" к нам. Это и есть конкретно-положительное откровение - то, что богословие обычно и разумеет под словом "откровение". Это конкретно-положительное откровение тоже не должно быть слишком сужаемо. Если оно и состоит, в том, что Бог "говорит" с нами, дает нам "понять" себя и свою волю, то это "слово Божие" не должно быть просто отождествляемо с обычным человеческим словом - даже и с тем словом, в котором боговдохновенный человек фиксирует и выражает - напр., в священном Писании - слово Божие. Если ветхозаветный пророк передает народу то, что ему говорит сам Бог, то он же слышит голос Божий, говорящий ему: "Мои мысли суть не ваши мысли, но как небо отличается от земли, так Мои мысли отличаются от ваших"cxxiv. Здесь мы приближаемся к тайне Слова вообще и долины, хотя бы в нескольких кратких словах, коснуться этой темы, стоящей в непосредственной связи с нашей основной темой. Много спорили о том, заключается ли исконное существо слова в его функции как обозначении предметов или же в его функции как выражении чувства. Генетическая сторона этой проблемы - вопрос о первом "происхождении" языка - нас здесь не касается. По существу же ответ может состоять лишь в том, что и здесь разделяющее "или-или" должно быть преодолено объединяющим "и то, и другое" или еще более глубоким единством "ни то, ни другое". Слово по своему существу не есть ни "понятие", ни "междометие", потому что оно есть неразрывное единство того и другого. Слово первично не выражает ни предметного бытия как такового, в его немом, холодном объективном содержании, ни "моего субъективного впечатления" от него, моего эмоционального состояния при встрече с предметом. Оно выражает саму непостижимую реальность в ее абсолютности (в каком-либо частичном ее проявлении) (ср. выше гл. III, 4), которая лежит глубже деления на субъект и объект, или на субъективность и объективность. Слово в первичном смысле не говорит о чем-либо, и в нем не высказывается "субъективное" существо человека. В слове обретает голос сама реальность - само непостижимое; в нем сама реальность говорит о самой себе, "высказывает", "выражает" себя. Недоступная разгадке тайна слова есть тайна самого непостижимого как такового. Непостижимое непостижимо и "непознаваемо"; но оно не только предстоит нам явственно в своей непостижимости, не только открывается нам как таковое. Оно "имеет голос", оно само "говорит" - оно выражает себя во всей своей непостижимости - в слове. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
| ||
|