Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Таким, казалось
бы, должна была бы быть вся наша жизнь, поскольку она действительно
проистекает из Бога и есть в нем, ибо Бог, всеобосновывающее и
всеосмысляющее первооснование, абсолютно совершенен и есть первоисточник
всякого совершенства; поэтому его самого мы должны, казалось бы, естественно
представлять себе абсолютно блаженным или абсолютным блаженством. Однако в
этом популярном представлении то сущностно-трансрациональное, а тем самым
антиномистическое единство, в форме которого мы только и можем адекватно
мыслить реальность и ее Первоисточник, уже опять-таки в каком-то смысле
рационализируется и, следовательно, сужается и искажается. Почему мы так
уверены, что неисповедимое, безымянное или всеимянное существо Того, кого мы
называем Богом, исчерпывается тем признаком, который мы мыслим как
безмятежное блаженство? Но уже тот факт, что страдание - вопреки всем столь
явно софистическим и неубедительным попыткам описать его как чистое
"умаление" - есть нечто, имеющее положительное содержание, - что боль есть
не "малое удовольствие", а большая реальная мука - уже этот факт должен был
бы заставить нас призадуматься. Страдание не есть, подобно моральному злу,
призрак, сущая иллюзия, реальность как обман - страдание есть подлинная,
хотя и тягостная, реальность. И в отличие от морального зла, которое, будучи
пустотой и безосновностью, в бессмысленном упорстве хочет утверждать себя
как реальность, - страдание есть род реальности, сознающей, что он не должен
быть и стремящийся победить или преодолеть себя. Как лапидарно это выражает
Ницше: "Weh spricht: vergeh!" ("Боль говорит себе: пройди!"). Правда, именно
потому в лице страдания как чего-то, что не должно быть и все же есть
реальность, мы как будто наталкиваемся на нечто противоречащее основной
религиозной интуиции о совпадении в Первооснове реальности и ценности. Но и
здесь мы не должны забывать, что таинственность, непостижимость,
трансрациональность образует само существо реальности и что мы все же можем
через само усмотрение этой трансрациональности обрести некое положительное
знание или постижение.
Страдание, возникая из зла, разделяет со злом его безосновность и
неосмысленность и в этом смысле само есть зло, которое никогда не может быть
так "объяснено", чтобы этим быть оправдано. Но, содержа в самом себе
стремление преодолеть себя, страдание есть вместе с тем движение возврата к
реальности и в этом смысле уже нами есть подлинная реальность или благо, а
не зло. Момент безнадежной, бессмысленной мучительности - мучительности,
доводящей до отчаяния, - лежит не в самом страдании как таковом, а в том
волнении, отвращении, противоборстве, с которым мы его испытываем, - т.е. в
стремлении избавиться от него как бы внешним механическим способом, просто
уничтожить его - предать его чистому, абсолютно разделяющему и уничтожающему
"не" или "нет". Чистое же существо страдания открывается нам в той форме его
преодоления, которая заключается в духовном приятии или претерпевании
страдания - в нашей способности выстрадать и перестрадать страдание. Тогда
страдание испытывается и открывает себя не как бессмысленное зло, не как
нечто безусловно недолжное, даже не как извне наложенная на нас кара, а,
напротив, как исцеление от зла и бедствий, как желанный Богу и в этом смысле
уже сущностно божественный возвратный путь на родину, к совершенству
реальности. Одна из самых очевидных закономерностей духовной жизни состоит в
том, что вне страдания нет совершенства, нет полного, завершенного,
незыблемо-прочно утвержденного блаженства. "Блаженны плачущие, ибо они
утешатся"; "тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь" и "многими скорбями
надлежит нам войти в царствие Божие"cl. Или, как то же выражает Мейстер
Экхарт: "Быстрейший конь, который доведет тебя до совершенства, есть
страдание". Страдание есть как бы раскаленный зонд, очищающий и расширяющий
наши духовные дыхательные пути и тем впервые открывающий нам свободный
доступ к блаженной глубине подлинной реальности. Нет надобности особо
повторять и здесь, что страдание открывает это свое глубочайшее существо,
только будучи внутренне пережито в моем опыте, т.е. как мое страдание, и
только в этом своем аспекте, как мое страдание, находит этот свой смысл и
оправдание. Но это мое страдание в силу всеединства бытия есть страдание за
общий грех, - за грех как таковой. В этом заключается истинный смысл -
смысл, открывающийся уже в общем и вечном откровении, - не только
христианской идеи искупления, но и общей идеи жертвы, как мы ее встречаем
едва ли не во всех религиях.
Поскольку сущностно антиномистическая реальность есть живая реальность и
вместе с тем, в качестве отпавшей и распавшейся реальности, стоит под знаком
небытия, как бы несет в себе жало небытия, она тем самым есть по своему
внутреннему существу антагонистическая реальность.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192