Библиотека >> Непостижимое.
Скачать 333.59 Кбайт Непостижимое.
(Николай Кузанский, I, 55). См. также "Диалог о
становлении" (Николай Кузанский, I, 335 - 357). lxvii Имеется в виду основное понятие философии М.Хайдеггера, введенное им в работе "Sein und Zeit" (1927). lxviii Так Аристотель назвал "метафизику". lxix У Канта: "Что логика уже с древнейших времен пошла этим верным путем, видно из того, что со времени Аристотеля ей не приходилось делать ни шага назад, если не считать улучшением устранение некоторых ненужных тонкостей и более ясное изложение, относящееся скорее к изящности, нежели к достоверности науки. Примечательно в ней также и то, что она до сих пор не могла сделать ни шага вперед и, судя по всему, она кажется наукой вполне законченной и завершенной". (Критика чистого разума. III, 82). lxx 5, 1046d - 1048b. Ср. перевод С.С.Аверинцева: Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. С. 609. Дионисий (или Псевдо-Дионисий) Ареопагит - христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики. lxxi Bohme J. Mysterium magnum... Cap. 7. См. также: Беме Я. AURORA, или Утренняя заря в восхождении. М., 1914. Глава III. О преблагословенной, торжествующей, Святой, Святой, Святой Троице, Боге Отце, Сыне, Духе Святом, Боге едином. Ср. противоположное, явно негативное (по сравнению с Франком) отношение к Я.Беме о. Сергия Булгакова. Булгаков видел в Беме прежде всего представителя "линии оккультизма", находившегося, по его словам, в плену у "духа системы". См.: Булгаков С. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. [М], 1917. С. 163. lxxii Прежде всего человеку нужно вернуться к самому себе, с тем чтобы, словно сделавши шаг, подняться и вознестись к Богу (лат.). lxxiii У Франка "оно". lxxiv Рудольф Герман Лотце (1817 - 1881) - немецкий философ, врач. Цитата из книги: Лотце Р.Г. Основания психологии. СПб., 1884. С. 120. lxxv Имеется в виду состояние "нирваны" (санскр. букв. - угасание, затухание). Одно из центральных понятий индийской религии и философии. См.: Щербатской Ф.И. Концепция буддийской нирваны. ?Избр. труды по буддизму. М., 1988. С. 199 - 262. lxxvi Аристотель. О душе, кн. 3, глава 8 (431b20). lxxvii См.: Бергсон А. Непосредственные данные сознания. (Время и свобода воли). ?Собр. соч.: В 5 т. Т. 2. СПб., 1913. lxxviii См., например: Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1. М., 1968. С. 105; Феноменология духа. ?Сочинения. Т. IV. М., 1959. С. 314. lxxix Из стихотворения Ф.И.Тютчева "О чем ты воешь, ветер ночной?" lxxx Ах, две души живут в груди моей (нем.). Гете И.В. Фауст, ч. 1, сцена 2. У городских ворот. lxxxi См.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. ?Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1900. С. 113. lxxxii Шекспир У. Буря, IV, 1. lxxxiii См.: Мф. 10: 39. lxxxiv См.: Фихте И.Г. Наукоучение. ?Избр. соч. Т. 1. М., 1916. С. 54 - 56. lxxxv Подробный обзор проблемы см.: Лапшин И.И. Проблема "чужого я" в новейшей философии. СПб., 1910. В начале этой уникальной для своего времени в философской литературе работы И.И.Лапшин (1870 - 1952) пишет: "Проблема "чужого Я" - трудная и сложная проблема. Тем более странным представляется то обстоятельство, что ей уделяется сравнительно мало внимания современными мыслителями. Нет специальных исследований по этому вопросу теоретического характера: в сочинениях по теории познания ему отводится один-другой параграф, много-много если целая глава. Нет ни одного исследования, даже статьи, где можно было бы найти хоть краткий очерк истории вопроса. Обыкновенно современный философ, посвятив много страниц проблеме реальности внешнего мира и решив ее так или иначе, в реалистическом или идеалистическом духе, затем быстро скользит по вопросу о "чужом Я", как будто ясное и убедительное решение этого вопроса может быть достигнуто в несколько минут. А между тем этот вопрос - "ахиллесова пята" современной теории знания не только "идеалистической" или "солипсической", но решительно всякой". (Указ. соч. С. 3). В ближайшие после этого годы данная проблема (одна из центральных в XX в.) становится предметом анализа в работах М.Бубера, Г.Марселя, Ф.Эбнера и других авторов. В России, как известно, в виде проблемы "диалога" она занимала большое место в творчестве М.М.Бахтина, а также А.А.Мейера (1875 - 1939); его "Философские сочинения" на эту тему в начале 80-х годов были впервые изданы в Париже. lxxxvi "Два источника морали и религии" (1932). lxxxvii Рудольф Отто (1869 - 1937) - немецкий теолог и философ. Имеется в виду его главная работа "Das Heilige" (1917). lxxxviii Цитируется стихотворение Тютчева "Предопределение". lxxxix См.: Scheler M. Wesen und Formen der Sympathie (1923); Buber M. Ich und Du (1922) Ebner F. Wort und Liebe (1935). Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
| ||
|