Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Философское сознание - т.е. сознание, направленное на
постижение или уловление бытия в его целостной полноте, - вынуждено все же
отыскивать на каких-либо обходных путях нити, связующие эту область с
конкретным всеединством, с реальностью как таковой. Самодовление,
самозамкнутость идеального, таким образом, не абсолютна, а только
относительна; она означает сама не отсутствие каких-либо вообще связей его с
остальным бытием, а лишь своеобразие этих связей. Ибо ничто вообще, кроме
самого всеобъемлющего всеединства, не мыслимо как нечто абсолютно
самодовлеюще.
Но для чего нам, собственно, нужны все эти соображения? Мы возвращаемся
здесь к нашей основной теме. Если более глубокому познавательному взору,
преодолевающему отвлеченное мышление в понятиях, идеальное бытие открывается
лишь как неотделимый частный момент конкретного всеединства, имеющий своим
другим соотносительным моментом подчиненное времени эмпирическое бытие, - то
понятие "предметного бытия" даже в том более широком смысле, в котором оно
не совпадает с "действительностью", становится невозможным в качестве
понятия безусловно-автономной, самодовлеющей, замкнутой в себе реальности. И
в этом расширенном смысле "предметное бытие" оказывается, напротив, - так
же, как мы это установили в отношении "действительности", - "островом, со
всех сторон окруженным океаном"; предметное бытие как бы вырастает из лона
безусловного бытия и мыслимо лишь укорененным в последнем. Само же это
безусловное бытие в этом своем сверхвременном конкретном всеединстве не
только не есть "действительность", но не есть уже вообще "предметное бытие".
Поскольку мы мыслим бытие предметно, оно, так сказать, безнадежно
распадается для нас на подчиненную времени реальность конкретных вещей и
процессов и на вневременно-сущую область "идеального бытия". Ибо форма
определенности, необходимая, как было указано выше, для конституирования
"предметности", момента "независимости" бытия от нас, его предстояния как
"сущего по себе" (хотя предметность, как тоже уже было указано выше, отнюдь
не исчерпывается этим моментом), требует - поскольку она воспринимает все
как логически фиксированное "содержание" - резкого, ничем не смягченного
распадения бытия на временное и вневременное. При этом мы - в пределах
отвлеченного знания, т.е. соотносительного ему восприятия бытия именно как
предметного - не можем согласовать между собой эти две половины бытия,
усмотреть до конца их внутреннее соотношение, их реальную связь между собой;
они остаются, напротив, для нас отрывками, бессвязными "кусками" бытия; мы
не можем уловить их внешних очертаний, границ, в которых они соприкасаются
друг с другом и через которые они внутренне связаны. Поскольку же мы
преодолеваем эту непреодолимую двойственность, в своих собственных пределах
не поддающуюся окончательному синтезу, и, возвышаясь над имманентной
ограниченностью, присущей отвлеченному мышлению, улавливаем первичное,
исконное единство этих двух сторон бытия, - мы уже выходим за пределы
познания предметного бытия и возносимся к восприятию безусловного бытия.
Безусловное бытие, конкретное всеединство уже не есть "сущая по себе",
извне, "предметно" предстоящая нашему познавательному взору реальность; оно
не есть некий "мир", как бы широко и глубоко мы ни мыслили это последнее
понятие; оно не есть ни предмет мышления, ни даже предмет "созерцания"; оно
есть нечто совсем иное, неизмеримо более объемлющее и глубокое. И поскольку
нашей мысли вообще раскрыласьlvii, хотя бы в самой смутной, неопределенной
форме, эта идея безусловного бытия, - конкретного, подлинно всеобъемлющего
единства, - мы и до всякого ее уяснения имеем непосредственное ощущение, что
безусловное бытие есть нечто вроде безбрежного океана с неисследимыми
темными глубинами.
3. Безусловное бытие
Но что же может быть еще более объемлющим и глубоким, чем все предметное
бытие во всей его полноте? На первый взгляд может показаться, что здесь есть
только один выход - именно выход идеализма: если вся полнота предметного
бытия укоренена еще в чем-то ином и мыслима лишь произрастающей из него, то
это "иное", казалось бы, не может быть ничем иным, кроме "мышления" или
"сознания", в отношении которого то, что представляется нам предметным
бытием, есть его имманентное содержание.
Элемент правды, содержащийся в этой конструкции, нам еще придется учесть
ниже.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192