Библиотека >> Непостижимое.
Скачать 333.59 Кбайт Непостижимое.
То, на что направлен
наш взор в первовопросе "что есть x?" - неизвестное, - есть первое, основоположное условие всякого вопроса - начало, определяющее смысл самого вопрошания; поэтому само неизвестное, как таковое, есть нечто абсолютно бесспорное, не возбуждающее сомнения и вопроса. (Немецкий язык удачно выражает понятие "бесспорного" в слове fraglos - "безвопросно".) Неизвестное, как условие всякого вопроса, само, таким образом, предельно бесспорно, самоочевидно, "безвопросно" в буквальном и абсолютном смысле этого слова. Рассуждая только по существу, т.е. не считаясь с чисто человечески-психологической стороной вопроса, казалось бы, нужно сказать: на абсолютно-самоочевидное не стоит тратить слов - это значило бы, как говорится, "ломиться в открытую дверь". Если мы, тем не менее, вынуждены подчеркнуть эта самоочевидное положение, то потому, что фактически большинству людей оно совсем не кажется самоочевидным; более того - оно совсем не замечается обычно. "Настежь открытая дверь" - именно дверь в неизвестное как таковое - кажется большинству закрытой - более того, вовсе не дверью, которая есть вход в какое-то новое пространство, - в то, что находится за нею, - а непроницаемой стеной или - еще точнее - абсолютным пределом того, что нам вообще доступно. Откуда бы ни бралось это заблуждение - факт тот, что оно необычайно широко распространено и психологически мы все и всегда к нему склонны. Рассуждая отвлеченно, мы все, конечно, знаем, что мир не исчерпывается тем, что нам в нем уже известно и знакомо, что познано нами, а, напротив, бесконечно шире и содержательнее всего нам уже известного. Но на практике нашего познавательного отношения к миру и - более того - нашей общей установки к бытию мы все склонны жить в "привычном", т.е. уже известном, - жить так, как если бы мир им и кончался. То, что мы переживаем как "окружающий нас мир" (немецкий язык знает для этого термины Umwelf или Mitweit), - то, в связи с чем протекает наша жизнь и познание чего определено нашими жизненными интересами, - фактически переживается как совпадающее с миром вообще. Наша господствующая установка такова, что мир нам известен и что известное, знакомое, привычное нам есть весь мир. Казалось бы, нет надобности быть "ученым", "исследователем", "мыслителем" - и тем менее "философом", - чтобы знать, что каждый шаг нашей жизни есть новый опыт, узнавание чего-то дотоле неизвестного. Все мы имеем опыт этого, но почти никто и никогда не осознает его подлинного смысла. Здесь нет надобности заниматься вопросом, откуда берется это странное заблуждение - это ложное представление, которое прямо противоположно тому, что на самом деле есть; очевидно, практика жизни, какая-то потребность экономии духовных сил и чувства прочности и обеспеченности вынуждает нас закрывать глаза на окружающую нас со всех сторон темную бездну неизвестного, требует от нас этого самоограничения и потому - ограниченности; бесспорно одно: эта ограниченность действительно нам присуща, и потому, если мы уже ее преодолели, необходимо если не "ломиться в открытую дверь", то все же толкать наше сознание в эту открытую дверь, заставить его увидать, что дверь действительно открыта, что наша "комната" или наш "дом", - "мирок", в котором мы живем, - есть только часть бесконечного неизвестного нам мира. Сколько споров было бы устранено, если бы каждый мог увидать и реально восчувствовать, что "мирок" его ближнего в такой же мере реален, как и его собственный! Сколько социальных и политических трагедий исчезли бы сами собой, если бы каждая партия могла выйти конкретно-психологически за пределы своего собственного, частного мирка (вспомним, что слово "партия" происходит от слова pars - "часть"!), восчувствовать его ограниченность и относительность и равноправие наряду с ним тех "мирков", в которых живут другие "партии"! И это не есть только "обывательская" ограниченность простых, немудрящих и немыслящих людей; политические деятели живут в "мирке" своих представлений, определенных партийными взглядами и интересами, вожди народов - в "мирке" своей нации, специалисты-ученые - в "мирке", ограниченном методами и интересами данного научного исследования. Но если это так, то, казалось бы, было бы нелепой и вредной романтикой пытаться в этом отношении переделывать человеческую природу, пытаться стать умнее того, что, по-видимому, от нас повелительно требуют сами условия нашей жизни. Перевоспитать себя в этой отношении значило бы, быть может, превратить себя из трезво ориентирующихся в окружающем нас мире людей в каких-то пустых и вредных мечтателей, чей взор терялся бы в какой-то ни к чему не нужной безбрежности. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
| ||
|