Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

С этим связано еще нечто иное.
"Бытие-у-самого-себя", образующее существо истинной свободы, лишь там
впервые осуществляется в полной своей значимости, где "самость" покидает
саму себя и укореняется в чем-то ином, высшем. Ибо тут речь идет уже не о
свободе чистой непосредственности, которая берет в плен нашу самость, и не о
свободе через самоопределение, которая всегда предполагает внутреннюю борьбу
и, тем самым, несвободу, а об истинном, окончательном освобождении, которое
состоит в том, что "самость" вообще жертвует собой в плане своей
субъективности, растворяется в самодовлеюще значимом и лишь этим становится
причастной "реализующей", дарующей подлинную реальность силе подлинно
значимого бытия и находит для себя неколебимо твердую почву. "Познаете
истину, и истина сделает вас свободными"ciii.
Тем не менее и эта интимная имманентность духовной потенции не устраняет
в нас трансцендентности духовной реальности, но сохраняет ее наряду с
имманентностью и мыслима сама лишь в отношении того, что "трансцендентно"
нашей "самости"; и наша "самость" перестала бы быть сама собой, т.е.
инстанцией нашего непосредственного самобытия, если бы она не имела
"трансцендентное" вне себя. Высшая, духовная "самость" есть именно
представитель, уполномоченный в нас духовной реальности, к которой, как к
реальности вне нас, мы стоим в отношении; этот представитель, будучи в нас
высшей инстанцией, сам ответствен перед трансцендентной реальностью. Он не
непогрешим, не обладает сам самодовлеющей значимостью: его авторитет имеет
лишь производный характер. И здесь единство не уничтожает двойственности, а
впервые осуществляется в последней; господствующее здесь отношение -
пользуясь образом, излюбленным многими мистиками, - подобно отношению между
чистым огнем и до последней глубины раскаленным в огне железом. Правда,
духовная жизнь автономна, совершается в форме самоопределения. Но сама эта
автономия есть здесь форма выражения и действия высшей гетерономии:
имманентное есть здесь выражение трансцендентного, действующего на нас в нас
и через нас самих. Или, иначе и точнее выражаясь, сама эта противоположность
между автономией и гетерономией здесь неадекватна существу отношения, потому
что рационально-категориальное отношение различия и противоположности между
"одним" и "другим" преодолевается здесь их трансрациональным единством.
Поэтому с одинаковым правом можно сказать - мы уже неоднократно встречались
с таким соотношением, - что духовная жизнь одновременно и автономна, и
гетерономна и что она вместе с тем ни автономна, ни гетерономна; ибо,
согласно своей антиномистической трансрациональности, она по существу и
исконно монодуалистична, так что само автономное в ней гетерономно и само
гетерономное - автономно.
Поэтому и личность может опять-таки быть постигнута лишь
трансрационально-монодуалистично, как единство раздельности и
взаимопроникновения - как такое единство, сущность которого заключается в
его непостижимости. В отношении человека как личности в особой мере имеет
силу то, что нам открылось как существенный признак всякой конкретной
реальности вообще: он всегда и по самому своему существу есть нечто большее
и иное, чем все, что мы воспринимаем в нем как законченную определенность,
конституирующую его существо. А именно, он есть в некотором смысле
бесконечность, так как внутренне сращен с бесконечностью духовного царства.
Но единство раздельности и взаимопроникновения, определяющее личность как
непостижимое, вместе с тем обладает совершенно особым характером: оно есть
единство высшей и подчиненной инстанции, единство самодовлеюще значимого
основания и того, что само по себе безосновно и подлежит обоснованию. Это
есть единство двух модально совершенно различных слоев бытия, из которых
более глубокий и основной обладает неизмеримо-бесконечной глубиной. Именно
поэтому всякая личность, всякое духовное существо есть некая исконная тайна
не только в том смысле, что мы не можем здесь исчерпать конкретный состав
личности никаким логическим анализом, никаким комплексом отвлеченных
признаков, но и в том смысле, что самый род ее реальности в его общем
существе есть некое чудо, превосходящее все наши понятия. На этом основано
благоговение перед личностью, сознание, что в ней нам открывается что-то
божественное, "образ и подобие Божие". И эта чудесная исконная тайна именно
во всей ее непостижимости открыто предстоит нам, непосредственно дана
умудренному неведению. Перед лицом этого соотношения неизбежно оказываются
несостоятельными все попытки рационально понять духовное бытие и личность -
ибо все они суть попытки отрицать в них непостижимое по существу, слепо
проходить мимо этого, самого существенного момента, конституирующего именно
то, что есть личность.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192