Библиотека >> Непостижимое.
Скачать 333.59 Кбайт Непостижимое.
Динамическое исхождение из себя самого
здесь совладает с опытом вхождения извне в меня чего-то мне подобного, мне однородного - чего-то или, точнее, кого-то, сущностно со мной связанного на тот лад, что он есть нечто я-подобное за пределами меня и в этом смысле могущее быть названным - на неадекватном конкретному соотношению отвлеченном языке - противоестественным именем "другого" или "второго" "я"11. 2. Соотносительность "я" и "ты" Это явление встречи с "ты" именно и есть место, в котором впервые в подлинном смысле возникает само "я". Здесь именно то потенциальное бытие, которое мы называли "непосредственным самобытием" и доселе рассматривали в его незавершенном, конкретно еще не до конца осуществленном виде, актуализируется, впервые имея себя как "я". Непосредственное самобытие, испытывая себя окруженным некой более широкой, внешней ему и все же ему родственной, втекающей в него "атмосферой", в которой оно вместе с тем узнает свое собственное существо, впервые прилагает момент "моего" - который через контраст с "чужим" приобретает особую яркость - к своему собственному бытию (а не только к вещам и явлениям, с которыми оно как-либо практически связано). Но именно в силу этого возникает "я" - лучше сказать: возникаю я в качестве "я" - одновременно с "ты", как точка реальности, соотносительная "ты", как член одновременно с этим конституирующегося единства "мы". В лице отношения "я-ты" мы имеем, следовательно, дело вообще не с внешней встречей между двумя реальностями, которые существовали бы - "сами по себе" до этой встречи, - реальностями готовых "я" и "ты". И все указанные выше трудности постижения возможности такой встречи и такого отношения вытекали лишь из ложной постановки вопроса. Дело в том, что никакого готового сущего-в-себе "я" вообще не существует до встречи с "ты". В откровении "ты" и в соотносительном ему трансцендировании непосредственного самобытия - хотя бы в случайной и беглой встрече двух пар глаз - как бы впервые совместно рождается и "я", и "ты"; они рождаются, так сказать, из взаимного, совместного кровообращения, которое с самого начала как бы обтекает и пронизывает это совместное царство двух взаимосвязанных, приуроченных друг к другу непосредственных бытия. "Я" возникает для меня впервые лишь озаренное и согретое лучами "ты"; форма бытия "есмь", о которой мы говорили выше, становится подлинным, полноценным "я есмь", лишь поскольку она имеет себя в нераздельно-неслиянном единстве с соотносительной ей формой бытия "ты-еси". Этот вывод кажется на первый взгляд величайшим парадоксом, каким-то вызывающе-грубым искажением подлинного существа реальности, о которой здесь идет речь. В самом деле, не есть ли то, что мы называем нашим "я", нечто в высочайшей мере интимное, "внутреннее", независимое в своем существе и бытии ни от чего иного, внешнего ему, - нечто по самому существу своему автономно и суверенно сущее? Однако, несмотря на всю свою кажущуюся убедительность, это возражение при ближайшем рассмотрении оказывается все же несостоятельным, и притом по двум основаниям: с одной стороны, есть реальные факты и отношения, по меньшей мере колеблющие его достоверность; и с другой стороны, поскольку даже положительная мысль, на которую оно опирается, сама по себе истинна, возражение это все же не достигает своей цели, ибо лишь мнимым образом противоречит нашему утверждению. Начнем с последнего, принципиально наиболее существенного обстоятельства. Что та инстанция бытия, которую мы испытываем как "я" и называем этим именем, в каком-то смысле есть нечто суверенное, самодовлеющее, независимое ни от чего внешнего - это само по себе вполне верно. Но с той позиции "трансцендентального мышления", с которой мы здесь должны обозревать реальность, мы не вправе остановиться на простом констатировании этой "суверенности" или "независимости", а обязаны уяснить самый смысл этих признаков, т.е. образующего их категориально-конститутивного момента. Мы должны прежде всего вспомнить, что "суверенность бытия" в смысле абсолютного бытия из себя самого (aseitas) не присуща вообще ничему частному, а лишь абсолютному всеобъемлющему всеединству или его первооснове (позднее мы увидим, что даже это положение имеет лишь относительную значимость). "Я" как "носитель" единичного, частного "непосредственного самобытия" существует (точнее: существую) во всяком случае не как некое абсолютно-самодовлеющее божество, а лишь как момент в составе целостного всеобъемлющего бытия. "Суверенность" моего бытия есть во всяком случае суверенность "относительная": она состоит в том, что я стою в отношении "независимости" к другим мне подобным существам, что я обладаю своим особым - обособленным от них - бытием. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
| ||
|