Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.


Мы увидим ниже, что эта первая форма возможна только в составе предметного
знания, которым ни в коей мере не исчерпывается наше знание вообще. Главное
наше внимание мы должны будем сосредоточить на второй форме непостижимого -
на том, что "само по себе непостижимо".
Как бы то ни было, но если намеченные здесь возможности фактически
осуществляются, то мы имели бы наряду с "трезвым", рассудочным знанием в
понятиях еще другое знание - именно знание непонятного и непостижимого, -
"ведающее неведение" (wissendes Nichtwissen, docta ignorantia). Наряду с
рациональным познанием мы имели бы столь же объективно-значимое - быть может
(как мы увидим это далее), еще более значимое знание, которое мы можем
предварительно обозначить как "мистическое знание". (Нет надобности
указывать, что "мистическое" не означало бы при этом ни "произвольное", ни
"туманное", а имело бы смысл чего-то объективного, очевидногоxii и - на свой
лад - совершенно ясного.) В этом мистическом знании нашла бы себе оправдание
по существу та вторая, необыденная установка в отношении реальности, о
которой мы говорили выше, - установка, для которой реальность есть нечто
большее и иное, чем совокупность "знакомых", "понятных" содержаний и связей,
- для которой она имеет для нас не только значение среды, в которой мы
должны "ориентироваться", но и свою собственную внутреннюю значительность,
осмысляющую по существу нашу жизнь.
Это - пока лишь гипотетическое допущенное нами - начало непостижимого мы
пытаемся проследить в трех слоях бытия: 1) в окружающем нас мире или - шире
говоря - в том, что предстоит нам как предметное бытие и что нам надлежит
проследить в самых его корнях и основах, 2) в нашем собственном бытии - как
оно, с одной стороны, обнаруживается как "внутренняя жизнь" каждого из нас и
как оно, с другой стороны, проявляется в отношении к внутренней жизни других
людей и к более глубоко лежащей "духовной" основе нашей душевной жизни, и 3)
в том слое реальности, который в качестве первоосновы и всеединства как-то
объединяет и обосновывает оба эти различные и разнородные мира. Этим
определяется расчленение нашего дальнейшего исследования.


Часть первая. НЕПОСТИЖИМОЕ В СФЕРЕ ПРЕДМЕТНОГО ЗНАНИЯ1
Познавать - значит видеть вещи, но и видеть, как они все погружены в
абсолютное.
Гуссейн ал-Галладж2
Глава I. Непостижимое для нас
1. Предмет знания как неизвестное и неданное
Мы исходим из констатирования основного условия познания, как оно
подробно выяснено в нашей книге "Предмет знания". Всякое предметное знание
выражается в форме суждения. Суждение есть акт мысли, в котором мы мысленно
направлены на "что-то" и как-либо "определяем" это что-то, т.е. улавливаем в
его составе что-либо "определенное". То, на что мы направляемся, есть
"предмет" познания; то, что мы в нем находим и о нем высказываем, есть
"содержание" знания. Предмет может быть определенным, т.е. уже ранее
(частично) познанным, - психологически это есть преобладающий случай в нашем
познании - или еще совсем неопределенным. В первом случае мы имеем
двучленное суждение типа "А есть В". Само собой разумеется, что суждение "А
есть В" не означает "А тождественно В" - ибо само содержание А есть именно А
и не есть В; суждение это может, следовательно, означать только одно: "где
есть А, там есть и В", или: "с А связано В". Истинный смысл такого суждения,
очевидно, есть: "то, что мы уже познали как А, т.е. в чем мы нашли
содержание А, обладает также содержанием В". Во втором случае дело идет о
суждении, адекватным грамматическим выражением которого служит так наз.
"бессубъектное" или "безличное" предложение, напр.: "гремит", "скучно",
"светло" и т.п. Такого рода суждение лишь по внешнему своему выражению
бессубъектно, т.е. не имеет "предмета": в действительности оно тоже
направлено на какой-то предмет - как говорится, "относится" к чему-то - и
что-то о нем высказывает; только здесь предмет остается не определенным, не
обозначен в понятии. На некоторых языках этот неопределенный предмет имеет
весьма подходящее для себя обозначение в местоимении третьего лица (в
языках, имеющих средний род, как немецкий, особенно удачно - в местоимении
третьего лица среднего рода); так, по-немецки: "гремит" - "es donnert" ("оно
гремит"). По существу, с таким безличным или бессубъектным суждением
совпадают и так наз. "экзистенциальные суждения" ("суждения о
существовании"): "нечто есть А" совпадает по смыслу с суждением "А есть".
"Гремит" значит "гром (сейчас) есть".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192