Библиотека >> Непостижимое.
Скачать 333.59 Кбайт Непостижимое.
Если бы оно было само по себе таким "содержанием",
то оно совпадало бы с чем-то вроде сущего в себе "образа" или "картины"; но оно не есть образ - оно есть именно бытие. Мы сразу же чувствуем, что имеем здесь дело с каким-то хотя и труднообъяснимым, но опытно самоочевидным моментом, который в предметном бытии привходит ко всем логически в понятиях фиксируемым его содержаниям и образует самое существо того, что мы зовем предметным бытием. Бытие есть не содержание как содержимое, а содержащее - или, по крайней мере, оно есть единство того и другого. Если мы, например, вдумываемся в "идеалистическое" утверждение Беркли, что реальный хлеб, который нам нужен для нашей жизни, есть "собственно" не что иное, как совокупность "идей" - все равно, наглядно ли созерцаемых или мыслимых "содержаний", - то мы сразу же чувствуем, что эта есть какая-то насмешка над истинным смыслом предметного бытияxxv. Хлеб дает нам ощущения зрительные, осязательные, вкусовые, "пищеварительные", но - вопреки Беркли - не есть эти ощущения (даже если подразумевать под последними не душевные процессы, а сами испытываемые при этом "содержания"); дающий не может совпадать с даваемым. А именно, в предметном бытии к содержаниям понятий (или "представлений" и "ощущений") привходит что-то, что мы как-то можем обозначать словами "полнота", "первичное внутреннее единство", "конкретность", "массивность", "жизненность" и т.п., - все то, что отсутствует в содержаниях понятий как таковых; и притом именно этот избыток - как бы трудно ни было его точно определить - образует существо того, что есть для нас предметное бытие; этот избыток и есть то, что "содержит" или "имеет" эти содержания, есть их "носитель". Но так как этот избыток по самому своему существу выходит за пределы всякого "содержания понятия" - ибо есть не содержимое, а содержащее, - то он есть нечто трансрациональное, нечто, что - предваряя дальнейшее, более точное его определение - мы можем назвать непостижимым по существу. Если мы сосредоточим наш взор на этом трудноуловимом "нечто", что в предметном бытии привходит к его логически фиксируемым "содержаниям", то мы встретимся в нем с рядом моментов, которые мы должны рассмотреть каждый в отдельности. 1. Металогичность бытия При рассмотрении первого, самого общего из этих моментов, который мы называем "металогической природой бытия", мы можем просто сослаться на итоги исследования, произведенного нами в книге "Предмет знания". Мы вынуждены здесь дать краткое изложение этих итогов, поскольку они необходимы для нашей темы. То, что мы называем "отвлеченным знанием" ("знанием в понятиях") и в чем выражается то, что обычно подразумевается под словами "познание", "объяснение", "постижение", содержит в себе два определяющих момента, или основывается на двух моментах. Эти моменты суть: определенность и обоснованность. Определенность знания предполагает дифференцирование содержания бытия, непосредственно предстоящего нам в смутных, расплывчатых представлениях или мыслях, на прерывный, расчлененный ряд определенностей A, B, C..., из которых каждая однозначно отличается от другой и выделяется из общего состава. Обоснованность знания состоит в том, что эти расчлененные элементы - как бы части, на которые мы разняли бытие, - связываются или объединяются нами в систематическое единство, так что мы улавливаем связи между ними. Каждый из этих двух моментов мы должны рассмотреть в отдельности, причем в интересах дидактической ясности полезно начать со второго. На первый взгляд кажется, что нет ничего легче, как "установить", "усмотреть" необходимую связь между двумя явлениями или содержаниями - все равно, какого бы рода ни была эта связь. Перед нами, напр., резиновый мячик, скажем, черного цвета. Мы видим его шарообразность и видим его черный цвет, мы осязаем его мягкость и упругость; и - одновременно мы "видим", что все это как-то связано между собой, дано совместно. Не иначе, казалось бы, дело обстоит по существу со всеми вообще "связями", если психологически мы и не всегда улавливаем их с такой же непосредственностью и простотой. Мы видим треугольник; если мы при этом и не усматриваем "сразу", что сумма его углов равна двум прямым, то все же при посредстве вспомогательных линий и направления анализирующего внимания, в лице его итогов - ряда мыслей - мы можем в конечном счете "усмотреть" и эту связь. Или мы наблюдаем постоянную, повторяющуюся связь во времени двух явлений, напр. огня и тепла, и таким путем приходим к усмотрению связи, которую мы называем "причиной": "огонь дает тепло" или "жжет". Однако если мы оставим в с Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
| ||
|