Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

В этом
заключается более глубокий, истинный смысл открытой Сократом связи между
"добром" и "истиной", как и между "злом" и "заблуждением". Злые, темные силы
обладают именно лишь мнимой, кажущейся, неправомерной самоочевидностью,
которой они нас соблазняют, уводят с пути истины; но, поскольку они
выступают с таким притязанием, они все не принадлежат к области духа, потому
что они переживаются как инстанция, осмысляющая наше непосредственное
самобытие и дарующая ему подлинную самозначимую реальность. Духовное бытие
может именно раскрываться нам в весьма различных формах своего обнаружения и
действия, и всякое понятие его, определенное слишком узко, именно
предполагающее определенное качественное его содержание, есть искажение его
истинного существа. Дело в том, что духовное бытие - совершенно так же, как
мы это видели в отношении "душевного" бытия, т.е. непосредственного
самобытия, - есть не качественно, по своему содержанию, определимая область
бытия, а лишь особый род или образ, особая модальная форма бытия. Оно есть
форма бытия "внутренней объективности" в смысле транссубъективного бытия,
усматриваемого через глубины непосредственного самобытия, - форма
обнаружения и действия реальности, в которой последняя выступает в качестве
осмысляющей, бытийственно актуализирующей инстанции в непосредственном
самобытии и властвует над ним своей авторитетностью, своей внутренней
"убедительностью" именно в силу того, что по роду своего бытия она
превосходит бытие чисто субъективное.
Духовное бытие, будучи не областью, а способом или образом бытия, -
подобно бытию как таковому - определимо и описуемо, следовательно, лишь в
его значении для нас или действии на нас, но не по его содержанию; и именно
поэтому оно по существу непостижимо. Встречаясь в нашем опыте с духовным
бытием, мы стоим перед каким-то "нечто" не просто в том смысле, что оно есть
нечто неизвестное или недостаточно знакомое нам, а в том смысле, что оно по
самому своему существу не есть нечто определимое по содержанию, не есть
нечто "то" или "иное", а есть простое откровение бытия как такового, во всей
изложенной уже нами трансрациональности и непостижимости этого понятия или -
точнее - во всем усмотренном нами тождестве между тем, что мы разумеем под
"бытием" и под "непостижимым по существу". Поэтому, кто имеет хоть малейший
опыт реальности духовного бытия, имеет тем самым опыт видения неких
бездонных глубин, непроницаемых для логической мысли, - хотя и
прозрачно-ясных, самоочевидных именно в этой своей непроницаемости. И
духовное бытие, будучи бытием живым, бытием жизни, имеет вместе с тем всю
изложенную в гл. II и III трансдефинитность и трансфинитность конкретного,
живого, сущего через становление и свободу. Другими словами, кто имеет живой
опыт духовного бытия, тот вне всяких отвлеченных умозрений с
непосредственной самоочевидностью знает, что бытие не исчерпывается
логически определимым предметным своим содержанием, а имеет еще иное
измерение вглубь, выходящее за пределы всего логически постижимого и
открывающее нам его внутреннюю непостижимость. Опыт трансцендирования
во-внутрь, к духовному бытию, еще в большей мере, чем опыт трансцендирования
во-вне, к "ты", учит нас благоговейному трепету перед бытием, открывает нам
бытие как единство mysterium tremendum и mysterium fascinosum.
3. "Дух" и "душа"
Это предварительное уяснение трансрациональности и непостижимости
духовного бытия само еще недостаточно. Мы проникнем глубже в это его
существо, если обратимся к более точному рассмотрению тех двух родов или
ступеней бытия, которые мы можем теперь коротко обозначить как "дух" и
"душа".
С тех пор, как человечество - в зачатке уже в лице Гераклита и в лице
примерно современных ему индусской мистики и еврейского религиозного
сознания пророков, а с большей ясностью в лице эллинистической и
христианской мысли - достигло понятия "духа", усмотрения духовной
реальности, - в сущности, еще доселе никому не удалось определить различие
между "духом" и "душой," столь ясно и однозначно, чтобы этим установлены
были бы точные границы между этими двумя областями. Где, собственно,
"кончается" "душа" и начинается область "духа"? Еще другой, тесно связанный
с этим вопрос остается неразрешенным: есть ли "дух" нечто, что принадлежит
ко мне, к моей собственной внутренней жизни, как имманентная часть
последней, или же он есть в отношении меня нечто численно иное, другое -
т.е. нечто мне трансцендентное? Имею ли я сам "дух" в том смысле, что я сам
есмь дух (а не только "душа"), или я имею дух так, что я имею отношение к
нему как к внешней в отношении "меня", т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192