Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Все эти попытки всегда неадекватны непостижимому
единству раздельности и взаимопроникновения, образующему само существо
личности. Либо это истинное существо искажается психологистически, если оно
берется чисто имманентно, как некий факт, как реальность, которая просто
сама по себе есть "нечто такое-то" вне отношения к трансцендентному
духовному бытию, - тогда как на самом деле личная духовная жизнь впервые
конституируется именно ее причастием трансцендентному духовному бытию. Либо
же существо личности искажается рационально-богословски (или - в типичной
тенденции идеализма - рационально-философски), когда начало духовное,
значимое по себе, берется лишь в аспекте его трансцендентности и личность
оказывается только слепым орудием, сосудом или медиумом высших сил, -
чем-то, что само по себе есть ничто или лишь слепая пассивность. В обоих
этих воззрениях устраняется момент свободы, через который именно и
совершается трансрациональное слияние или сплетение трансцендентного и
имманентного начал и который и составляет поэтому подлинное средоточие
духовной жизни и личности. Либо же, наконец, - когда само трансцендентное
без остатка переносится вовнутрь субъективного самобытия, когда поэтому
свобода, внутренняя спонтанность, автономия понимаются рационально, как
некое бытие в себе и из себя, - исчезает объективность духовного, как
значимого по себе, и то, что имеет самодовлеющую объективную ценность,
субъективируется, вносится в сферу чистой субъективности, - что опять-таки
искажает подлинное антиномистическое существо личности. Во всех такого рода
попытках рационально понять тайну духовного и личного бытия она именно в
каком-либо направлении профанируется. Но ореол непостижимости принадлежит
именно к самому существу этого бытия. Мы лишь тогда адекватно постигаем его,
когда в умудренном неведении воспринимаем его трансрационально, как
совладение противоположного, как единство субъективного и объективного,
имманентного и трансцендентного. Это может быть выражено лишь в той
категориальной форме, которая образует существо всего конкретного бытия как
непостижимого, - в форме рационально не постижимого, но явственно
открывающегося нам единства раздельности и взаимопроникновения, которое
здесь, как уже сказано, есть антиномистическое единство между высшим и тем,
что ему подчинено, между объективной духовностью и субъективной духовной
жизнью.
Это может быть показано еще с другой стороны. Поскольку духовное бытие
конституирует личность, к его существу принадлежит индивидуальность. Ибо
личность всегда есть индивидуальность - это выражается в ее безусловной
единственности, незаменимости, неповторимости. На первый взгляд могло бы
показаться наиболее естественным и правдоподобным, что эта единственность,
незаменимость, неповторимость равнозначна внутренней замкнутости,
обособленности, абсолютной субъективности. Однако фактически человек есть
"личность" и "индивидуальность" со всеми отмеченными признаками
индивидуальности, напротив, как раз в той мере, в какой он что-либо "значит"
для других, может им что-либо дать, - тогда как замкнутость в себе и
подлинная обособленность есть конститутивный признак безумия,
помешательства, утраты личности. Таким образом, именно в индивидуальности во
всей ее единственности достигает выражения начало, имеющее самодовлеющую
значимость - и именно поэтому общезначимое, - тогда как чистая
субъективность в ее - всем людям одинаково присущей - всеобщности есть то,
что обособляет и разделяет людей, что составляет изолирующее начало
непосредственного самобытия. Тайна личности как индивидуальности состоит,
таким образом, именно в том, что в ней, именно в ее глубочайшей,
определяющей ее существо особенности, получает выражение общезначимое -
общая всем людям, всех одинаково затрагивающая всеобъемлющая бесконечность
трансцендентного духовного бытия, так что именно эта особость и особенность
индивидуальности есть форма, которую насквозь пронизывает общее всем людям
трансцендентное; как и наоборот, объективно-значимое обнаруживает сполна и
адекватно свое подлинное существо и действие лишь в конкретно-индивидуальном
личном бытии - а не, напр., а форме рационально-выразимых общих содержаний,
положений и норм. Бесконечное с максимальной адекватностью получает свое
выражение только в конкретной точке - в монаде с ее единственностью и
абсолютным своеобразием, как и наоборот: лишь то, что может быть признано
истинным личным бытием-для-себя, монадой, может воспринять и выразить
бесконечное.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192