Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Лишь
в силу этой последней интенции вещи становятся для нас вообще
"существенными", "важными", приобретают "значение" - суть в практическом
смысле "для нас"; и лишь отсюда возникает эминентный, именно практический
смысл того, что мы зовем "действительностью". "Действительность" есть в этом
смысле то, что действует на нас. Динамический элемент непосредственного
самобытия направлен при этом и вовне; и присущая непосредственному самобытию
противоположность между его собственной, внутренней безграничностью и
внешней ограниченностью проявляется в стремлении воспринять "внешнее",
"иное" в себя, подчинить его себе, или прислониться, прильнуть к нему, или
бороться против него, ограждать себя от него. В силу этого непосредственное
самобытие есть вместе с тем бытие-в-мире, бытие-с-миром. И эта связь с миром
(и бытие в нем) настолько определяюща в конкретном осуществлении
непосредственного самобытия, что, как мы видели, она обычно прикрывает
собой, заслоняет, делает невидимым подлинное внутреннее существо
непосредственного самобытия как такового.
Но и эта живая, эмоционально-волевая интенция есть лишь как бы
промежуточная ступень, нечто среднее между чисто идеальным
трансцендированием в познавательной интенции и подлинно реальным
трансцендированием самого непосредственного самобытия как такового. Ибо,
хотя эта живая интенция есть подлинная форма обнаружения и действенности
непосредственного самобытия, подлинная реакция на "мир" последнего как
такового, - она все же не есть подлинное трансцендирование самого
непосредственного самобытия, Непосредственное самобытие, правда, при этом
реально "направлено" на нечто ему внешнее, иное или переживает в себе его
действие, но оно все же не выходит за пределы самого себя, не обретает
подлинной почвы для себя в ином, а, напротив, пребывает в самом себе и-,
следовательно, в своей "субъективности", ограничиваясь лишь тем, что оно как
бы выпускает из себя некие щупальцы. Заключенное в нем внутреннее
противоречие или противоборство - состоящее в том, что, будучи в себе самом
"всем", оно лишь потенциально, скрыто, лишь "некоторым образом" есть все,
оставаясь фактически, во вне, в своем конкретном осуществлении, лишь
ограниченным, лишь "одним из многого", - это противоречие или противоборство
остается непреодоленным и в конкретной эмоционально-волевой интенции
"Действительность" даже в разъясненном только что эминентном ее смысле
остается лишь внешней средой, препятствием или вспомогательным средством для
существа человеческой жизни как непосредственного самобытия, которое
по-прежнему остается бытийственно замкнутым в своей ограниченности. И в
самой благоприятной и практически нас интересующей среде, среди полной и
успешной внешней активности человек может остаться внутренне одиноким,
замкнутым в себе, продолжать страдать от противоречия между внутренним своим
притязанием на безграничную полноту - притязанием, образующим само его
существо, - и своей фактической ограниченностью и чуждостью всему иному.
Реальное трансцендирование непосредственного самобытия, подлинная его
связь и слияние с превосходящей его реальностью, подлинное обретение
устойчивой почвы для своего бытия и, тем самым, реальное преодоление его
субъективности совершается лишь там, где непосредственное самобытие
встречает и обретает вне себя самого, за своими пределами, реальность, в
каком-то смысле сродную по существу ему самому, с которой поэтому оно может
как-то слиться или на которую оно может прочно опереться своим внутренним
существом. Это может совершаться в двух измерениях: в направлении "во-вне" и
в направлении "во внутрь". Первая форма есть реальное трансцендирование
непосредственного самобытия в другое "я"; в другое "есмь", в другую
"самость" - в нечто, что, будучи сродно ему по роду своего бытия, есть все
же не оно само, а "другое"; это есть трансцендирование в отношении "я-ты".
Вторая форма есть трансцендирование в чистую объективность - в смысле
внутренне-самоочевидного, в себе самом основанного уже не потенциального, а
актуального бытия, которое, однако, по своему содержанию сродно
непосредственному самобытию, есть, как и оно само, бытие-для-себя -
трансцендирование как бы в истинную, прочную, актуальную основу самого
непосредственного самобытия. Это есть трансцендирование в реальность духа.
Каждая из этих двух форм трансцендирования должна быть нами рассмотрена в
отдельности.
Глава VI. ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ ВО-ВНЕ: ОТНОШЕНИЕ "Я-ТЫ"
1.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192