Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

е. повторяющихся, элементов (которые именно в
качестве "знакомых" служат точками опоры для нашей ориентировки). Правда,
научное познание пополняет и исправляет часто совершенно радикально запас
понятий, почерпнутый из обычного жизненного опыта, т.е. то, что имеет для
нас значение знакомого и привычного. Различие между системой понятий
научного познания и практического жизненного опыта часто так велико, что мы
не в состоянии охватить и объединить возникающие из этих двух источников
картины мира в одном связном наглядном образе (вспомним, например, о
коперниковской системе мира - не говоря уже об итогах новейших исследований
строения атома - и попытаемся сопоставить их с той картиной мира, которая
служит нам основой нашего отношения к вещам и людям в нашей практической
жизни!). Но как бы велико ни было это различие, оно по существу - не иного
рода, чем различие между непосредственно чувственно данным и только мыслимым
уже в составе картины мира нашей практической жизни: ведь совершенно так же
я не могу объединить в одном связном образе и представление расстояния между
мной и городом, отделенным от меня многими часами железнодорожного пути.
Всякое научное познание, как бы далеки и возвышены ни были его цели и итоги,
есть в конечном итоге не что иное, как расширение и совершенствование
познавательной установки, которой пользуется практическая ориентировка в
жизни или даже каждый любопытный ребенок для ознакомления с окружающей
средой.
Но мы можем пойти и дальше и сказать, что даже "метафизика" в ее обычной
форме - то, что Кант называл "догматической метафизикой"iv - именно замысел
узнать глубочайшее, непосредственно нам недоступное существо мирового бытия,
его самые общие вечные связи, его первое возникновение, - в конечном счете
не отличается по существу от той ориентированной действительности; к которой
стремится и которую осуществляет и практический жизненный опыт, и научное
познание. Осуществим ли такой замысел метафизики - это другой вопрос,
которым нам нет надобности здесь заниматься. Но самый замысел как таковой
состоит и здесь в том, чтобы постигнуть реальность в той форме, что и в ее
глубочайшем, скрытом от нас слое, из которого возникает и на котором
основано все остальное, мы пытаемся найти какие-либо фиксируемые в понятиях
элементы, которые, имея для нас значение чего-то "само собою понятного",
т.е. уже "знакомого", делали бы для нас "понятной", "постижимой",
"привычно-знакомой" и всю остальную полноту реальности. Понятие
"субстанции", напр., не только генетически происходит из заимствованного из
жизненного опыта представления о "подставке", "опоре", "фундаменте", но -
несмотря на все утончения и углубления - это популярное представление
неустранимо и из его содержания как метафизического понятия. Из понятия Бога
как метафизического понятия - т.е. из идеи Творца и Вседержителя мира -
неустранимо заимствованное из жизненного опыта представление о ремесленнике
(библейский образ "горшечника"v) или строителе, а также представление о
всевластном хозяине, самодержце и т.п. То же можно было бы показать и в
отношении: всех остальных метафизических понятий, с помощью которых мы
пытаемся найти последнее "объяснение" всей, системы явлений, составляющих
мир и нашу жизнь.
В силу этой установки, которая широко властвует над человеческой жизнью и
человеческим духом, мир и вся реальность представляется нам чем-то, что либо
уже знакомо, либо может стать знакомым. А именно, мы исходим при этом из
допущения, во-первых, что все нам доселе еще незнакомо, от нас скрытое, как
и все поражающее нас новое, незнакомое, непосредственно вызывающее в нас
удивление и смущающее и запутывающее нас, может быть познано, "объяснено" -
т.е. сведено к знакомому, "самоочевидному", "понятному", и, во-вторых, что
оно имеет такое строение, что даже если оно и остается фактически
непознанным и непостигнутым, мы имеем право признать его в принципе
познаваемым и постигаемым, т.е. сводимым на элементы либо уже знакомые и
понятные, либо могущие стать нам знакомыми и понятными.
Таков прозаический, рассудочный, обмирщенный образ мира; именно в мире
такого рода протекает обычно наша жизнь и движется наша мысль; этот образ
соответствует "трезвой", т.е. рассудочной, установке духа. Этот мир остается
неосвященным, будничным - миром без святыни, - даже если он включает в себя
содержания, которые обычно причисляются к области "религиозного сознания".
Ибо все, что подпадает под категорию "знакомого", "познанного",
"познаваемого" и "постижимого", есть, как таковое, именно
трезво-прозаическое, "мирское", неосвященное.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192