Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Легко усмотреть реальность зла через ненависть к нему и обвинение в
нем кого-либо другого. Но тогда остаешься совершенно слепым в отношении
истинного, иррационального метафизического существа зла - уже потому, что не
замечаешь, что в этой ненависти, как и в гордыне обвинительной установки,
сам судящий уже пленен и соблазнен извращенностью зла. Этим прегражден
единственный путь к подлинному постижению непостижимого существа зла - путь
в собственную глубину, в которой одной через сознание моей виновности
непостижимое становится видимым. В этом уловлении зла как вины и греха - как
моего греха - заключается та единственная возможная форма "постижения",
"объяснения" зла, которое не есть "оправдание" зла, не есть отыскание его
"основания", - отыскание, противоречащее его сущностной безосновности. В
сознании вины и греха, которое, напротив, и есть не что иное, как
конкретно-живое усмотрение неправомерности зла, - безусловно непостижимое
непостижимым образом постигается в своей очевидности. И так как всякое
постижение есть в конечном счете усмотрение связи с первоосновой, с Богом, -
то именно этим преодолевается зло как безосновность и небытие и
восстанавливается нарушенное единство с Богом. Единственно возможное
постижение зла есть его преодоление и погашение через сознание вины.
Рациональная и отвлеченная теодицея невозможна; но живая теодицея,
достигаемая не мыслью, а жизнью, - возможна во всей своей непостижимости и
трансрациональности. Когда сквозь жгучую боль сознания греха просвечивает
нежный, утешающий и примиряющий, свет Бога, - тогда то, что испытывается как
непонятное разделение, обособление, извращение, испытывается вместе с тем
как ненарушимое и неповрежденное бытие с Богом и в Боге; непримиримо
противоборствующее воспринимается одновременно как исконно согласованное и
гармоничное. В этой форме основоположное начало антиномистического
монодуализма обнаруживает свое действие в проблематике зла и ее живом
преодолении.
d. Смысл страдания
То же самое открывается еще с другой стороны - давая вместе с тем и новое
обогащение нашего умудренного неведения - при рассмотрении зла в явлении
страдания. Страдание есть некий общий, всеобъемлющий аспект несовершенства,
внутренней надломленности и дефективности бытия. Само моральное зло в своем
действии состоит в причинении страдания и в испытании страдания самим
носителем зла. И даже метафизическое зло - смерть - не испытывалась бы как
зло, если бы оно не несло с собой страданий - мук умирания и страха смерти у
самого умирающего и страданий утраты у его близких. Мы не достигли бы
глубины проблемы зла, если бы не задумались над ней с той стороны, с которой
зло есть страдание.
Правда, с чисто метафизической, так сказать, каузальной точки зрения
страдание есть просто последствие зла - последствие распада всеединства на
отдельные противоборствующие части, из которых каждая должна жить за счет
другой; и если бы не было "борьбы за существование", самоубийственной
вселенской гражданской войны, то не было бы на свете и страдания. Но это
чисто теоретическое объяснение нам здесь недостаточно. Если учесть, сколько
есть невинного страдания на свете (вспомним Достоевского и его "слезинку
ребенка"!), то сама эта причинная связь между страданием и виной
представляется нам чудовищной бессмыслицей и несправедливостью и мы готовы
вместе с Иваном Карамазовым воскликнуть: "На что тогда нужно само это
чертово добро и зло!"
Мы не поднимаем здесь заново проблемы теодицеи - после того, как мы уже
"разрешили" ее в той единственной форме, в которой она "разрешима", - в
форме усмотрения трансрационального основания ее рациональной
неразрешимости. Тем не менее универсальный факт мирового страдания,
свидетельствующий о некой роковой бессмысленности мирового бытия, не может
не смущать нашей мысли; в лице этого факта мы стоим перед необходимостью
принять как нечто последнее слепую, темную, тяжкую фактичность. Если
страдание не имеет никакого смысла, никакого оправдания - а в отличие от
морального зла страдание допускает по крайней мере возможность искать его
смысла, - то все наше бытие все же остается бессмысленным, даже несмотря на
самоочевидность его божественной первоосновы.
Усматривая в страдании зло, мы молчаливо исходим из совпадения
совершенства или добра с блаженством, в смысле ничем не замутненного,
незатуманенного счастья, безущербной радости и наслаждения.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192