Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

е. рационально мыслимой,
рационально оформленной действительности таится в качестве истинного
существа реальности "непостижимое" и что именно это непостижимое открывает
нам себя непосредственно - хотя и в особой форме бытия - в лице
непосредственного самобытия. Тогда становится ясным, что в каждом
переживании "ты", несмотря на все возможные его заблуждения и предвзятые,
наивные, чрезмерно поспешные обобщающие заблуждения, в конечном счете
содержится зерно подлинного опыта о реальности12. Как мы уже говорили выше,
всеединство бытия есть царство духов; в этом смысле опыт реальности "ты" -
при всех возможных частных заблуждениях в его истолковании - имеет,
очевидно, универсальной значение.
Впрочем, этот метафизический вывод в его общем смысле несущественен для
нашего тезиса. Важно не то, имеет ли реальную значимость всякое переживание
"ты-образного" характера, скрыто ли на самом деле некое подлинное "ты" в
каждой конкретно-сущей инстанции реальности. Важно лишь одно: что во всякое
мгновение своего бытия "я" стоит - или лучше опять-таки сказать: я стою - в
отношении к какому-либо ты, нахожусь в связи с каким-либо ты, и что вне
этого отношения и этой связи немыслимо вообще бытие и самосознание "я". И в
этом отношении сам психологический опыт как таковой - даже если он в
отдельных случаях с точки зрения рационально-предметного определения
действительности содержит заблуждение - совпадает с чисто феноменологическим
описанием соответствующей реальности, которую мы называем "я", и потому
имманентно очевиден. Факт универсальной распространенности переживаний
"ты-образного" характера, их неотмыслимости от самого существа переживания
"я" - что еще точнее уяснится нам в позднейшей связи - свидетельствует сам о
строгой, неразрывно-интимной связи между "я" и "ты", о необходимой
соотносительности этих двух моментов или форм реальности.
Но рассмотренное нами только что возражение существенно для нас -
совершенно независимо от смысла, с которым оно само выступает, - в том
отношении, что оно указывает на нечто еще доселе нами неучтенное, именно на
возможное различие в составе и смысле откровения "ты". Так как это различие
имеет значение для дальнейшего уяснения природы непостижимого, как она нам
конкретно открывается в момент "ты", то мы должны на нем подробнее
остановиться. А именно, состав откровения "ты" может быть так воспринят и
пережит, что в нем обнаруживается, дает о себе знать некая инстанция, лишь
соотносительная мне, лишь мыслимая в отношении меня; в этом случае "ты" есть
нечто, что хотя по своему существу и стоит "вне" меня, но лишь так, что
смысл его исчерпывается его функцией "ты" в моей жизни; "ты" здесь совпадает
с бытием-для-меня "другого", и совершающееся при этом трансцендирование
означает дохождение до "другого", но именно лишь как сущего-для-меня. Но
откровение "ты" содержит в себе нечто и совершенно иное, если и поскольку
оно дарует нам усмотрение "ты" как сущей в себе и для себя реальности; хотя
смысл понятия "ты" по самому его существу и заключается в том, что это есть
реальность, имеющая отношение ко мне, устремленная на меня, но это отношение
и эта устремленность могут быть переживаемы так, что являются для нас
обнаружением и действием сущего по себе "ты", т.е. подлинной, по своему
составу независимой от меня реальности. Но для того чтобы уяснить себе это в
высшей степени существенное различие во всей его значительности, мы должны
отдать себе отчет в возможных формах и моментах отношения "я-ты".
3. Две основные формы отношения "я-ты"
Дело в том, что отношение "я-ты" как таковое, т.е. в его общем существе,
отнюдь не должно быть смешиваемо с чем-либо вроде "симпатии", "любви",
"самоотдачи", "взаимной близости" и т.п. Мы должны, напротив, различать
здесь два типа отношения "я-ты".
В первую очередь и в своей первичной непосредственности "ты" является мне
и переживается мною скорее как нечто чуждое, жуткое, угрожающее - нечто, что
я ощущаю жутким и угрожающим именно потому, что оно лежит как бы на одном
уровне, в одной области бытия со мной самим. Оно есть "ты", т.е.
непосредственное самобытие, и в этом смысле подобно или равно мне. Но, сверх
того, оно есть "чужое" - в первую очередь не потому, что оно по своему
содержанию отличается от меня или во всяком случае не только поэтому, но
именно по самой форме своего бытия, - именно в качестве "ты" - в качестве
"второго я", которое, противореча единственности моего "я" - меня, - есть
"не-мое я", т.е. обладает всей жуткостью "двойника". Оно не есть "я сам", -
не есть тот несказанный, единственный корень, через который безусловное
бытие становится самобытием, раскрывается во мне; и вместе с тем оно как бы
произвольно и неправомерно притязает на значимость "я", хочет быть подобным
"мне", требует для себя места в качестве "я" и как бы копирует мое я - меня.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192