Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Определенность знания - его
состав как совокупности логически фиксированных содержаний A. B. С... -
покоится, как известно, на так наз. логических законах или принципах
"тождества", "противоречия" и "исключенного третьего". Форма отвлеченного
содержания A означает: 1) что А есть именно оно само, нечто внутренне
тождественное ("A есть A" - принцип "тождества"), 2) что оно не есть нечто
другое, что оно выделяется из всего другого ("A не есть не-A" - закон
"противоречия") и 3) что этим отличием от всего другого, своим выделением из
него оно однозначно определено ("все, что не есть не-A, есть A" - или, как
это обычно формулируют "все мыслимое есть или A, или не-A, и третьего быть
не может" - закон "исключенного третьего").
В "Предмете знания" подробно показано - и мы отсылаем интересующегося
читателя к этой книге (гл. VI), - что эти три логических "закона" (точнее -
"принципа"), в нераздельной совместности образующие принцип определенности,
не имели бы никакого смысла - что мы просто не понимали бы, о чем они
говорят, - более того, что они сами были бы противоречивы и невозможны, если
бы они не означали принципа анализа, разложения некого сплошного целого на
ряд отдельных определенностей, иными словами: рождения совокупности
определенностей A, B, C из сплошного единства бытия, которое мы, чтобы
отличить его от того, что из него возникает как совокупность
определенностей, символически обозначаем малыми буквами как единство abc...
Но если так, то это единство - это лоно, из которого в силу принципа
определенности возникает расчлененная совокупность отдельных
определенностей, - само не подчинено указанным логическим принципам или
законам, а возвышается над ними или, лучше сказать, лежит глубже их,
составляет более первичный слой реальности. Этот слой мы называем
металогическим единством. Мы видим, таким образом, что анализ определенности
знания приводит нас к тем же итогам, как и анализ его обоснованности. И
дифференцированность (расчлененность на понятия) знания - т.е. его предмета,
- и его связанность одинаково объяснимы и проистекают из самой природы бытия
как сплошного, внутренне-слитного единства - из природы бытия как
металогического единства.
В бытии все связано или, точнее, сплетено или слито между собой. Оно само
но себе не составлено из частей, которые мыслимы были бы до конца, во всем
без остатка, что их составляет, в отдельности, одна без другой. Бытие можно
скорее уподобить спутанному клубку - и притом не клубку, который можно было
бы развернуть в одну простую нить, а клубку, который, будучи развернут,
оказывается сложным взаимно переплетающимся узором. Начало и конец всякого
частного явления или содержания принадлежат не ему самому, а лежат в другом
- в конечном счете, в целом как таковом. Именно поэтому всякое частное
знание есть, как мы уже указывали, частичное знание целого: чтобы отчетливо
иметь перед глазами хоть малейшую часть нити, из которой сплетен узор бытия,
нужно - хотя бы в известной мере - уже развернуть весь клубок бытия. Но само
по себе это "развертывание" предполагает антиципирующее, предваряющее
обладание тем, что потом будет нам дано в развернутом (всегда, впрочем,
только "полуразвернутом") виде. Это и есть металогическое единство бытия,
как мы должны как-то непосредственно его иметь до всякого его "определения"
и в качестве необходимой основы всякого определения.
Чтобы наглядно иллюстрировать уясненное нами соотношение, мы можем
сказать: всякое отвлеченное знание - знание, выраженное в понятиях и
суждениях, - опирается на некое созерцание образов бытия, конкретной его
"картины". Это в буквальном смысле имеет силу - как это понятно само собой -
в отношении опытного знания: всякое опытное знание предполагает некое
восприятие конкретной реальности как таковой, - восприятие, которое не
только психологически, но и логически (т.е. по своему содержанию)
предшествует всей совокупности суждений, в которых мы фиксируем и выражаем
воспринятое. Но это в переносном смысле имеет силу и в отношении знания
через мышление, напр. математического знания. И предмет математического (и
всякого ему подобного) знания конкретен в том смысле, что не адекватен ни
отдельному суждению, ни даже целой (всегда ограниченной) системе суждений;
то, что в отвлеченном знании усматривается и выражается как (какого-либо
рода) логическая связь между A и B (напр., какая-либо отдельная
закономерность числовых и геометрических отношений или даже целый комплекс
таких закономерностей), - этот предмет сам по себе существует и
первично-непосредственно усматривается ("созерцается") нами как некое
единство, которое, с одной стороны, и вширь и вглубь бесконечно и
неисчерпаемо и, с другой стороны, носит характер органической - т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192