Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

е. проистекает не из определенного основания, а из
сущей в себе неопределенности. Выше мы мимоходом, не углубляясь в вопрос,
заметили, что в возможности или потенциальности можно различать пассивный и
активный моменты. Здесь мы лишь так же коротко добавим, что то, что мы
называем возможностью в пассивном смысле - гибкость, податливость,
формируемость "сырого материала", - конкретно никогда не бывает пассивным в
абсолютном смысле слова, т.е. бездейственно-мертвым, неподвижно-покойным и
потому покорным. Всему конкретно-сущему присущ некий динамизм, все само по
себе бесформенное есть не мертво-неподвижная масса, а скорее динамическая
сила неопределенности и бесформенности, бурление хаоса, то, что Яков Беме
называет "Ungrund" или "вожделением"xlvi и в чем он усматривает последнюю
первозданную глубину реальности; тогда возможность в активном смысле слова -
мощь или действенный замысел - противостоит ему как первичная формирующая
сила, - как работа определения, совершаемая над неопределенным материалом и
из него самого. Существует, таким образом, момент динамизма самой
неопределенности, как бы динамизм беспорядочности, и наряду с ним динамизм
определения, упорядочения. Не углубляясь и здесь в проблематику этой
первозданной связи, мы ограничиваемся констатированием, что именно в этом
неразрывном двуединстве состоит существо, потенциальности как первичной
свободы, которая конституирует трансдефинитность и трансфинитность
реальности. Иррациональное в качестве субстрата бытия именно не пассивно, не
есть в готовом (хотя и неопределенном) виде (поскольку вообще мыслимо
сочетать признаки "готовности" и "неопределенности"); оно
динамически-активно. Оно есть необузданная сила - хаотическое стремление, из
себя самого влекущееся к формированию, завершению, осуществлению. Поскольку
бытие уже оформлено, уже осуществлено, уже есть в готовом, законченном виде
- в нем царит необходимость; ибо необходимость есть именно не что иное, как
определенность бытия, проявляющаяся в определенности его связей. Необходимо
все, что уже - в законченной форме - есть; ибо оно есть именно "такое" -
значит, не может быть иным; а это, и ничто иное, и значит в конечном счете
"быть необходимым"; всякая необходимость, сводится в последнем счете, к
простому "так оно есть", и в этом слове "есть" таится смысл некой каменной,
неизменимой и непреодолимой твердыни. Но поскольку бытие есть
потенциальность, т.е. творческая мочь совершающегося в глубинах
неопределенности определения, оно именно и есть первичная свобода. Поэтому
бытие как целое может быть понято только как трансрациональное единство
рациональности и иррациональности, т.е. необходимости и свободы. И то, что
уже застыло в чистой необходимости, может иметь значение лишь мертвого
осадка этой непостижимой жизненности бытия. Бытие как целое не
неподвижно-статично - как мы уже не раз говорили: не есть только то - и
ровно столько, - что и сколько оно уже есть; оно, напротив, пластично, оно
не только есть, но и делается, как бы творит само себя; оно растет,
изменяется, формируется. И все это потому, что в его последней основе лежит
потенциальность, мочь стать тем, что оно еще не есть; а именно это мы и
называем свободой. Но так как все конкретно-сущее, как уже не раз
указывалось, укоренено в бытии как всеединстве и пропитано его соками, то во
всем конкретно-сущем (в различной мере) наличествует и этот элемент
первичной свободы. Если натуралистический детерминизм принципиально не хочет
признать этого, то это есть только ложное предвзятое мнение. Это предвзятое
мнение и заблуждение проистекает в последнем счете из рационалистического
предрассудка, что вся сущность реальности исчерпывается без остатка моментом
рационального, однозначно определенного, - моментом, образующим существо
нашего отвлеченного знания (знания в понятиях). Этому предрассудку должно
быть с полной решимостью и категоричностью противопоставлено самоочевидное
усмотрение момента иррационального, который есть источник непостижимости в
себе реальности, как она открылась нам в соображениях, развитых в этой
главе.
Глава III. НЕПОСТИЖИМОЕ КАК БЕЗУСЛОВНОЕ БЫТИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ
Мы обнаружили выше наличие непостижимого по существу - того, что выходит
за пределы принципов рационально-отвлеченного знания, - в составе
предметного бытия. Мы убедились в том, что в "мире", в самой
"действительности", в том, что предстоит нам как сущее в себе, независимо от
нас, "предметное бытие", - все эти термины означают для нас предварительно
одно и то же - наличествует элемент, и притом основоположный элемент, и силу
которого предметное бытие содержит в себе нечто непостижимое - и не только
непостижимое для нас, но и по существу непостижимое.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192