Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Но - и независимо от того, что здесь для нас
дело идет просто об истине, о том, что есть на самом деле, причем для нас
совершенно безразлично, к каким практическим последствиям это может привести
(познающий, как таковой, должен всегда быть готов руководиться принципом:
pereat mundus, fiat veritas!xiv), - повторяем: совершенно независимо от этой
принципиальной установки дело и практически имеет оборотную сторону. Пусть -
в известных пределах - ограниченность и замкнутость сознания есть условие
его "трезвости" и практической годности. Но это имеет силу именно только в
известных, тоже весьма ограниченных пределах. Наряду с этим раскрытость
сознания - его способность безгранично раскрываться и расширяться и тем
самым основная установка безграничного простора вокруг познанного,
привычного, уже знакомого мирка есть также условие нормального - даже
практического - функционирования нашего сознания и познания. В самом деле,
замкнутость сознания в своем пределе есть не что иное, как основной признак
- помешательства. Она образует самое существо мании. Какую бы манию мы ни
взяли - манию величия или манию преследования и т.п., - она всегда
предполагает, что человек ощущает себя центром мира, воспринимает мир
превратно именно потому, что берет его не во всей его широте, т.е. не
учитывает тех его сторон и областей, которые не имеют отношения к его
собственной личности, не входят в состав его кругозора, определенного его
интересами, - коротко говоря, не воспринимает мира, запредельного его
собственному "мирку". Отождествляя свой "мирок" - то, что ему "известно" и
"знакомо", - а это есть то, что ему лично "важно" в связи с его личными
интересами, - с бесконечной полнотой, богатством, сложностью мира вообще -
мира, ему чуждого и неизвестного, - маньяк с неизбежностью приходит к
какому-то совершенно превратному представлению о мире. Если сопоставить это
совершенно бесспорное соотношение со сказанным выше об ограниченности
сознания или о сознании ограниченности реальности - "нормального",
"трезвого", практически ориентированного человеческого духа, то мы приходим
к парадоксальному, но все же бесспорному положению, что как раз так наз.
"анормальное", "трезвое", "обыденное" сознание в известной мере близко к
маниакальности, как бы полуманиакально, и что, напротив, кажущееся
"романтическим" требование, ясного и напряженного сознания широты бытия за
пределами уже "известного" и "знакомого" и с практической точки зрения
весьма существенно, так как есть необходимое условие подлинно непредвзятого
- соответствующего самой реальности - отношения к бытию. Оно есть тем самым
условие подлинной плодотворности нашей жизни. Всякая новая инициатива,
всякое умение завладеть чем-либо новым, доселе неизвестным и все же нам
полезным, все вообще искусство правильно действовать требует умения видеть
реальность в надлежащей перспективе. Это общее и самоочевидное положение
применимо, конечно, и к выясненному и интересующему нас соотношению: умение
видеть наличие неизвестного как такового, окруженность узкой сферы ясного и
знакомого безграничной полнотой неизвестного - данность в опыте не-данного,
скрытого, запредельного - есть и практически необходимое первое условие
плодотворного и целесообразного отношения к реальности. Поскольку имеет силу
старое бэконовское положение "знание есть могущество"xv - нет надобности его
здесь особо доказывать, - условием нашего "могущества" или практически
правильной ориентировки в жизни будет и то, что является, как мы видели,
условием всего знания: видение "неизвестного", которое одно только приводит
к установке "вопрошания" и тем самым ведет к познаванию и знанию.
Но вернемся к обсуждению существа дела. Теоретическим выражением
указанной выше психологической установки "ограниченности" сознания является
так называемый эмпиризм - учение, что все наше знание в конечном итоге
сводится к совокупности "опытных данных". Если под "опытом" при этом
разуметь все вообще, что в какой-либо форме нам "дано", нам "открывается"
или "предстоит", нами "испытывается", то учение это, конечно, совершенно
бесспорно. Его можно было бы в такой формулировке упрекнуть, пожалуй, в
бессодержательности или совершенной неопределенности, если бы именно эта
неопределенная широта формулировки не имела большой ценности, как поправка к
узости и неадекватности более точных формулировок. Именно эту полезную и
адекватную делу широту имеет в виду, напр., Виллиам Джемс, когда он говорит
о методе "радикального эмпиризма"xvi; и точно так же Гуссерль в своей
"феноменологии" тонко и остро наметил плодотворную задачу подлинно
непредвзятого описания всего, что действительно предстоит нам и содержится в
созерцаемом предметеxvii.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192