Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Это последнее
первоединство бытия мы, правда, перед лицом расколотости на две части всего
эмпирического бытия ощущаем как-то лежащим в последней "глубине". Но раз мы
его нашли, мы тем самым имеем сознание, что дело идет вместе с тем о
первоединстве, которое как таковое властвует над всем бытием и проникает
его, объемлет его и проходит через него. Первооснова не только - как говорит
Николай Кузанский о Боге - имеет свой центр везде и свою периферию -
нигдеcx, но она есть некоторого рода вездесущая атмосфера, которая так же
неотделима от первоосновы как центра, как от солнца неотделим свет,
объемлющий, наполняющий и пронизывающий пространство. Поэтому первооснова
есть всеединство или всеединое.
На этом основоположном соотношении еще раз подтверждается, таким образом,
всеобъемлющий характер принципа антиномистического - в данной связи
антагонистического - монодуализма. Мы уже указывали, что антагонистическую
двойственность между внутренним самобытием и внешним предметным бытием
нельзя вычеркнуть из бытия, объявить несуществующей; эта двойственность есть
факт, который наша мысль обязана честно признать как таковой. Но этой
фактической двойственностью дело не кончается: то, что "снаружи" есть два,
извнутри раскрывается в своей последней глубине как одно или как
проистекающее из одного.
5. Первооснова как Святыня ("Божество")
Первооснова как живая целостная правда, как сущий творческий смысл и
абсолютный первоисточник бытия, разумеется, не может быть "познана" в
обычном смысле этого слова; ни в каком смысле она не есть "предмет"
познания, "содержание" которого можно было бы "раскрыть" или "показать". Мы
уже видели, что первооснова бытия сама не есть даже бытие - в том смысле,
что она свободна от темного, непроницаемого элемента фактичности, слепой
необходимости, который присущ бытию. И, с другой стороны, она не совпадает,
как уже было сказано, с открывающимся в самосознании светом сознания или
познания. Лишь одним способом мы можем сделать как-то познавательно видимой
эту первооснову - или, точнее говоря, можем помочь нашему духу быть открытым
для ее уловления. Вспоминая о принципе потенцированного, трансцендентального
мышления, мы осознаем (к чему мы, собственно, уже были приведены в
размышлениях предыдущей главы), что теоретически и реально безусловно
неустранимое различие между значимой в себе ценностью (или "смыслом") и
грубой фактичностью есть все же отношение и, тем самым, связь между ними -
хотя бы и антагонистическая - в пределах реальности - и, тем самым,
свидетельство трансрационального их единства. И это трансцендентальное
мышление само проистекает из живого углубления нашего духа в предносящееся
ему единство, как в подлинно первое и последнее, в чем в конечном счете
укоренена и чем обоснована всякая реальность.
Это есть то глубокое утешение - не утешение, которого мы должны были бы
искать в мучительном напряжении или которое нам нужно было бы "вымучивать",
а утешение, открыто и с полной самоочевидностью даруемое нам, которое мы
находим во всяком духовном углублении и, тем самым, в проистекающем из него
трансцендентальном мышлении. Поскольку дело идет о последней, всеобъемлющей
непостижимой реальности, вообще противоестественно и противоречиво
останавливаться на чистом отрицании, на "нет" или "не" как таковом: ибо
всякое "нет" или "не" само уже предполагает то единство, внутри и на основе
которого оно имеет смысл и значимость. В области духовной и абсолютной
реальности мы имеем и все то, чего нам недостает, - ибо, не имея его, мы не
могли бы и сознавать его отсутствия. Весь трагизм лишения вырастает сам в
конечном счете из покоя невидимого, неосознанного, скрытого обладания. Ведь
даже пресловутые кантовские "сто талеров", которые, как известно, легко
можно вообразить и мыслить, не имея их в своем кармане, - должны все же
где-то существовать, для того чтобы я мог вообще к моему огорчению
констатировать их отсутствие в моем кармане. А там, где дело идет не о "ста
талерах", а первореальности, по самому своему существу доступной всем и
непосредственно себя всем дарующей, - там всякое сознание отсутствия есть
вместе с тем и прочное, обеспеченное вездесущим откровением обладание.
Но это в конечном счете означает, что первооснова в качестве правды и
жизни - которая, как могло бы показаться, открылась нам здесь, в рефлексии,
лишь на пути сложных и трудных соображений - сама по себе открывается нам
именно в форме непосредственного откровения. И здесь мы разумеем под
"откровением" не то, что в более узком смысле разумеет под ним богословие, а
уже намеченное нами во второй части общее существо своеобразного
самообнаружения или самосообщения, которое под именем "откровения" мы
отличаем от всякого "познания".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192