Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Это уже изложенное
выше соотношение обогащается для нас теперь уяснением роли, которую играет в
нем начало "самости". "Самость" есть как бы "дверь" для вхождения духа в
непосредственное самобытие. Невольно вспоминается изумительная по глубине
евангельская притча о том, что истинный пастырь входит в овчарню через
"дверь", которую ему открывает привратник, и овцы следуют за ним, потому что
знают его голос; тогда как ложный пастырь "пролезает" в овчарню "инде", как
вор и разбойник, и остается для овец "чужим"ci. Но и эта темная сила,
которая "пролезает инде", достигает своей власти над нами лишь тем, что она
в конце концов, хотя и насильственно, овладевает нашей "самостью".
Таким образом, инстанция "самости" по своему существу как бы стоит всегда
на пороге между душевным и духовным бытием, есть место, где духовное
проникает в душу или которым оно в первую очередь овладевает, и только так -
одним из этих двух способов - духовное сливается с душевным в некое
единство. Этот монодуализм отражается в нашем сознании по большей части так,
что мы чувствуем себя вынужденными в пределах простого единства "самости"
все же различать некую двойственность. "Самость" в качестве "двери" для
духовного, значимого в себе бытия, - в качестве носителя, представителя и
уполномоченного "духа" - выступает под именем "высшего", "духовного" я, как
нечто противоположное "самости" в ее функции самовольного руководителя нашей
субъективности, нашей чистой "душевности"; и эта последняя, чисто "душевная"
самость представляется нам, когда мы ее наблюдаем с этой более высокой
позиции, столь же слепо-"неосновательной", безосновной, беспочвенной,
внутренне не оправданной, как сама стихия непосредственного бытия. На этом
основана таинственная способность человека - единственный подлинный признак,
отличающий его от животного, - соблюдать дистанцию в отношении самого себя,
привлекать свою непосредственную самость на суд высшей инстанции, оценивать
и судить ее и все ее цели.
Эта высшая, духовная "самость" и конституирует то, что мы называем
личностью. Личность есть самость, как она стоит перед лицом высших,
духовных, объективно-значимых сил и вместе с тем проникнута ими и их
представляет, - начало сверхприродного, сверхъестественного бытия, как оно
обнаруживается в самом непосредственном самобытии.
Эту высшую инстанцию самости - и, тем самым, личность - имеет каждый
человек и во всяком своем духовном состоянии. Ибо в самой безосновности,
беспочвенности, субъективности его непосредственного самобытия, его чистой
"душевности" уже непосредственно содержится - как уже было указано -
свидетельство инстинной основы - того, что в себе правомерно и значимо. Даже
самый пустой и ничтожный в духовном отношении человек имеет какое-то чувство
значимой в себе, т.е. "духовной" основы своего бытия, какое-то, хотя бы и
дремлющее, стремление к ней; но и человек, одержимый темными силами,
чувствует реальность духовного бытия и потому обладает духовной "самостью" -
личностью.
Тайна души как личности заключается именно в этой ее способности
возвышаться над самой, быть по ту сторону самой себя - по ту сторону всякого
фактического своего состояния и даже своей фактической общей природы. Здесь
мы в другой форме опять видим действие трансрационального принципа
антиномистического монодуализма. Личность - то, что составляет последнее,
исконное единство нашей душевной жизни, как бы ее субстанциальную форму, -
дана нам лишь через посредство двойственности - двойственности, которую
должен был признать даже столь натуралистически мыслящий исследователь, как
Фрейд, различая в составе "я" простое "я" от "сверх-я" или идеального
"я"cii. Самое внутреннее в нашей внутренней жизни, т.е. наиболее имманентное
в нас, осуществляется и состоит лишь в имманентном трансцендировании через
чисто имманентную душевность.
В этом состоит подлинная внутренняя основа того, что мы переживаем как
наше я. Мы описали, как момент "я" возникает лишь в отношении "я-ты", и
рассмотрели в этой связи те естественные возражения, которые возникают в нас
как бы сами собой против этого положения. К сказанному там мы можем
присоединить теперь указание на еще один источник, из которого рождается
неколебимая наша уверенность в чисто "внутреннем", самодовлеющем характере
нашего "я". "Я" действительно есть "внутренняя" инстанция нашей жизни, но
лишь поскольку оно есть личность, т.е. поскольку оно, трансцендируя
во-внутрь, стоит в отношении к духу и причастно духу. Если духовное бытие и
не есть "ты", оно все же есть откровение чего-то "иного", трансцендентного в
измерении нашей "глубины", нашего "внутри", и именно в этой встрече с
трансцендентным началом и сопринадлежности к нему непосредственное самобытие
конституируется как "я".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192